Научный семинар «Об актуальности философского наследия М.Н. Каткова: к 200-летию со дня рождения», доцент Игорь Борисович Гаврилов, 21.03.2018 г.

Доклад Игоря Борисовича Гаврилова на научном семинаре кафедры богословия 21 марта 2018 года был посвящен русскому деятелю культуры XIX века Михаилу Каткову. 

Михаил Никифорович Катков – крупнейший публицист, мыслитель, издатель, литературный критик, редактор газеты «Московские ведомости», основоположник русской политической журналистики, один из выдающихся деятелей православного просвещения XIX столетия, 200 лет со дня рождения которого исполняется в этом году.

Критическая оценка личности Каткова В. И. Лениным привела к тому, что после 1917 года он был по сути вычеркнут из русской истории и культуры, а его труды не переиздавались более 80 лет. В советской исторической науке М. Н. Катков воспринимался как «закулисный вдохновитель реакционной политики правительства». И только в последние десятилетия, начиная с 1990-х годов, ведется объективное научное исследование его огромного наследия.

Касаясь сути консерватизма мыслителя, докладчик отметил, что последовательная защита интересов Церкви, государства и русского народа – это главная основа мировоззрения и всей деятельности Каткова.

Также в докладе говорилось о большом влиянии на Каткова философии позднего Шеллинга, лекции которого он слушал в Берлинском университете в течение двух лет. После успешной защиты в 1845 году магистерской диссертации «Об элементарных формах русского языка» Катков был принят адъюнктом по кафедре философии и читал на словесном отделении курсы лекций по истории философии, логике и психологии. Под влиянием концепции позднего Шеллинга он выбирает основной темой для научной работы философию досократиков. Итогом его историко-философских занятий стала книга «Очерки древнейшего периода греческой истории» (М., 1853).

В 1855 году, благодаря князю П. А. Вяземскому, Катков получает разрешение выпускать журнал «Русский Вестник», который сосредоточил в себе все лучшие силы русской литературы. На страницах издания были опубликованы шедевры русской классической литературы второй половины XIX века, художественная проза таких писателей, как И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, А. К. Толстой, П. И. Мельников-Печерский, Н. С. Лесков и др.

Одно из главных мест занимал в журнале «антинигилистический роман». В антинигилистической полемике Катков намечает свою антиреволюционную программу просвещения. «Есть только одно верное радикальное средство против этих явлений – усиление всех положительных интересов общественной жизни. Чем богаче будет развиваться жизнь во всех своих нормальных интересах, во всех своих положительных стремлениях, религиозных, умственных, политических, экономических, – тем менее будет оставаться места для отрицательных сил в общественной жизни».

Кульминацией борьбы Каткова с революционным духом стало разоблачение кумира многих российских интеллигентов А. И. Герцена, издававшего в Лондоне свой журнал «Колокол». Князь Николай Петрович Мещерский вспоминал: «Вдруг грянул гром. Среди раболепного безмолвия послышалась речь Каткова – твердая, мудрая, властная… Камень, брошенный мощной рукой, попал прямо в цель. Скудельный божок дал трещину… Вскоре новый удар – и божок рухнул в прах. Остались одни черепки. Как ни старались потом ему близкие склеить черепки, божка уже не удалось воскресить: черепки остались черепками. <…> Лондонский кошмар исчез. Оставался тот же Герцен, печатался тот же „Колокол“, но значение его было утрачено – его не читали…»

Одна из статей Каткова характерно называется «Наше варварство – в нашей иностранной интеллигенции». Здесь он пишет: «Наше варварство заключается не в необразованности наших народных масс: массы везде массы, но мы можем с полным убеждением и с чувством достоинства признать, что нигде в народе нет столько духа и силы веры, как в нашем, а это уже не варварство… Нет, наше варварство – в нашей иностранной интеллигенции. Истинное варварство ходит у нас не в сером армяке, а больше во фраке и даже в белых перчатках».

Важное место в публицистике самого Каткова и в его изданиях занимает тема защиты Православной Церкви. Публицист писал: «Государство должно высоко держать знамя Церкви, блюсти ее честь и величие повсюду, но оно должно не ослаблять ее духа посторонними подпорками и помочами. Такая опека и заботливость о ней, в сущности, гораздо для нее вреднее, чем ожесточенный напор враждебных сил».

Подводя итог выступлению, докладчик подчеркнул, что Катков всю жизнь боролся с невежеством в различных его проявлениях. «Невежество – вот злейший враг России», – любил повторять он.

М.Н. Катков (1818-1887)

В заключении доклада было отмечено, что сегодня, в связи с возросшим интересом к философии консерватизма, личности и наследию Каткова уделяется большое внимание. Проводятся Катковские чтения, за последние годы защищено более десяти диссертаций по его творчеству. В 2012 году в петербургском издательстве «Росток» вышло собрание сочинений выдающегося просветителя в шести томах.

По мысли выступавшего, одной из важнейших задач православной науки является восстановление исторической памяти и возвращение несправедливо забытых имен, одним из которых и является имя М. Н. Каткова.