Эволюция: pro et contra

cf0202e058e53d2fabde65a80c85a050 Научный семинар «Эволюция: pro et contra», состоявшийся 28 октября 2015 года на кафедре Богословия, начался с доклада протоиерея Константина Константинова. Он отметил, что в современной науке доминирует точка зрения эволюционистов, согласно которой неживая материя обладает достаточным количеством свойств для того, чтобы из нее возникла живая природа. Этот основной тезис эволюционистов прот. Константин и поставил под сомнение. Да, материя действительно обладает большим количеством разнообразных свойств, однако для порождения живой клетки ей недостаточно информации. Далее прот. Константин раскрыл понятие информации и пояснил, что основа всех организмов – клетка – представляет собой текст, где зашифрована вся программа работы живого существа. Докладчик рассказал об основных аспектах деятельности клетки. Он сравнил клетку с машиной, деталями которой являются белки. Для того чтобы реализовывать различные задачи, клетке постоянно нужно синтезировать разные белки и доставлять их в разные места. «Производственную» и «транспортную» функции выполняет геном. В геноме активными являются только 2% генов, остальные долгое время считались лишними, «молчащими», однако впоследствии исследователи пришли к выводу, что 98 % генов регулируют активность 2 % генов. Эволюционисты утверждают, что геном сформировался в процессе эволюции случайно. Возможно ли это?

Теория информации допускает, что любой текст мог возникнуть случайно, однако вероятность возникновения столь сложного текста как геном организма (причем неважно, идет ли речь о человеке или инфузории, — они устроены одинаково сложно) столь мала, что следует признать невозможность случайного возникновения генома. Следовательно, сделал вывод прот. Константин, теория эволюции основана на вере, является разновидностью идеологии. 

Обсуждение доклада было бурным. Профессор протоиерей Владимир Мустафин, соглашаясь с докладчиком, отметил, что о случайности говорят тогда, когда нечего сказать. Основные возражения прозвучали из уст протоиерея Кирилла Копейкина. По его мнению, аргументы прот. Константина Константинова не имеют никакого отношения к теории эволюции, поскольку последняя занимается вопросами развития живой природы, а не ее зарождения. Есть и другие неразрешенные вопросы, как то: что есть жизнь, каковы способы вычисления вероятности спонтанного возникновения жизни. Прот. Константин отметил, что эволюционисты претендуют на то, что знают алгоритм возникновения новых видов, однако массив эмпирических данных показывает, что новые виды не возникают. Прот. Кирилл Копейкин возразил, что ему известно о случаях возникновения новых видов. Основная мысль спора сводилась к тому, как появляется новая информация – случайно или по воле Автора.

Вторым докладчиком был диакон Сергий Кривовичев. Выступление сопровождалось презентацией, знакомящей слушателей с гипотезами различных ученых. Поскольку отец Сергий – минеролог, его аргументы против теории эволюции строились на сравнении структур кристаллов и клеток живых организмов. Как и предыдущий докладчик, отец Сергий отметил, что основное преимущество живого организма – это несравненно большее количество информации, записанной в его структуре. Информация является фундаментальной составляющей структуры мироздания, наравне с материей и энергией. Живой организм представляет собой информационную систему. По мнению отца Сергия, эволюционизм не противоречит христианству, поскольку теория эволюции говорит, прежде всего, о развитии, а в христианской парадигме можно допустить, что Бог предоставляет тварному миру свободу развития. 

Скачать текст доклада.

Дискуссия после выступления отца Сергия вращалась в основном вокруг вопроса, что есть жизнь, в чем фундаментальное отличие живой природы от неживой.

Семинар завершился докладом профессора протоиерея Владимира Мустафина, посвященного истории теории эволюции. Прот. Владимир рассказал, какие идеи возникали в процессе зарождения и развития эволюционизма, какие аргументы против него выдвигались. Фактов, подрывающих основы теории эволюции, горазда больше, чем доказывающих ее. Это и генетика с констатацией неизменяемости структуры ДНК, и палеонтология, не обнаружившая «переходных» звеньев, и второй закон термодинамики. Однако теория эволюции продолжает торжествовать, несмотря на все содержащиеся в ней явные противоречия. Прот. Владимир подчеркнул, что эволюционизм – это светская материалистическая идеология, спор между сторонниками и противниками эволюционизма носит мировоззренческий характер. Особую опасность, по его мнению, представляют собой попытки проектировать дарвинизм в закономерности социальной жизни и морали. Если общий закон вселенной гласит, что выживает сильнейший, то все этические принципы, обычно управляющие человеческой совестью, абсолютно безосновательны и, возможно, даже вредны для выживания нашего вида. Освободившись от нравственных норм Евангелия, деятели науки подвели мир к трагической грани уничтожения, что свидетельствует о полной несостоятельности и губительности материализма.