Научный семинар «Методика преподавания догматического богословия», прот. Сергий Золотарев, 25 декабря 2015 года

На научном семинар кафедры Богословия 25 декабря 2015 г. выступил протоиерей Сергий Золотарев с докладом «Методология преподавания догматического богословия».

Перед каждым преподавателем догматики, как отметил о. Сергий, в первую очередь встают следующие вопросы:

1.      Что преподавать.

2.      Как преподавать.

3.      Как организовать проверку знания.

В рамках курса студентам предлагается систематическое изложение православного богословия. Эта система должна обладать внутренней структурой и разделяться на два блока: феологию (собственно богословие, т.е. учение о Боге и Его свойствах) и икономию (учение о спасении). Подобное разделении соответствует катехитическим сочинениям Отцов Церкви. Русские духовные учебные учреждения на этапе становления заимствовали западную систему, предполагавшую три этапа обучения. Когда учащиеся подходили к изучению догматики, они уже имели серьезную подготовку по логике, философии, филологии. Современные российские студенты, к сожалению, этого лишены, поэтому они нуждаются в подробном объяснении этимологии богословских терминов.

О. Сергий кратко описал достоинства и недостатки наиболее распространенных учебников по догматическому богословию.

Отвечая на второй вопрос: как преподавать, о. Сергий отметил, что современная педагогическая ситуация определяется двумя факторами: сокращением количества лекционных часов и наличием всех материалов в сети интернет. Учитывая дефицит времени, можно оптимизировать вопросы преподавания и самостоятельной подготовки, например, не излагать все содержание курса в аудитории, а дать часть  материала для самостоятельного поиска студентов.

Последний вопрос: как проверять, — указывает, что догматическое богословие – это не просто сумма знаний, и в тоже время, необходимо выработать четкие критерии оценки  знаний. О. Сергий предложил ввести дифференцированную систему оценки устных и письменных ответов. Для улучшения запоминания содержания предмета следует повторять материал.

Доклад о. Сергия вызвал положительный отклик у слушателей, было высказано несколько встречных предложений, касающихся возможностей повышения эффективности преподавания столь сложного и важного предмета, как догматическое богословие. Александр Васильевич Маркидонов отметил, что введение отдельного курса, посвященного преподаванию богословских терминов, может вызвать определенные трудности. Богословские термины трудно объяснять вне исторического контекста, в рамках различных дисциплин содержание терминов может не совпадать. Прот. Кирилл Копейкин и другие преподаватели пожаловались на низкий уровень общей подготовки студентов и их слабые способности к усвоению богословских предметов. Владыка ректор еп. Амвросий подчеркнул, что важно не потерять традиции духовных школ и в тоже время соответствовать современным требованиям, предъявляемым к высшему образованию.