Научный семинар «Положение христиан на Ближнем Востоке. 2000-2016 гг. На примере Ирака и Сирии», А. Ю. Лушников, 31.03.2016 года

Христианин в Сирии На научном семинаре, состоявшемся 31 марта 2016 года, выступил выпускник Дипломатической академии МИД РФ Александр Юрьевич Лушников с докладом «Положение христиан на Ближнем Востоке. 2000-2016 гг. На примере Сирии и Ирака».

Александр Юрьевич отметил, что актуальность темы положения христианских общин в Северной Африке, на Ближнем Востоке, более чем очевидна. Последнее десятилетие произошел невиданный всплеск антихристианского насилия и притеснения в странах Магриба, Сахеля, Африканского рога, Египте, в Ближневосточном регионе, Пакистане и т.д. Наступление ведут исламские радикалы, как правило, при “молчаливом незнании” местных и центральных властей. Отток христианского населения принял угрожающие масштабы. Вместе с уходом христиан предаются забвению христианские святыни, закрываются церкви, школы, наносится непоправимый удар по культурному наследию десятков стран региона. Западное сообщество последовательно не замечает, какому геноциду подвергалось на протяжении нескольких последних лет христианское население Ближнего Востока.

Сжигание креста

Александр Юрьевич привел статистику численности христиан в странах Ближнего Востока. В Израиле, Иордании, Ираке христиане составляли 2-6 % населения. В Сирии их было чуть больше – 10 %. Ливан был наиболее христианской страной: в нем приверженцами различных христианских деноминаций считали себя 41 % населения. Однако количество христиан в этих странах стремительно уменьшается в результате планомерного геноцида с стороны исламских фундаменталистов. На данный момент, в свете постоянно идущих боевых действий невозможно точно выяснить, сколько христиан осталось в этих странах, сколько из них погибло или стало вынужденными переселенцами.

Республика Ирак является самым печальным примером массового бегства христианского населения за пределы страны в течении нескольких лет. При этом официальная позиция правительства страны, как и ранее, оккупационной американской администрации, неизменно находится на стороне равных прав между представителями различных религиозных конфессий. В действительности ни те, ни другие не предприняли должных усилий для обуздания проявлений мусульманского фанатизма. Наиболее многочисленная христианская церковь в Ираке — Халдейская Католическая, патриархом которой является архиепископ Луис Рафаэль I Сако. Архиепископ неоднократно выступал с публичными заявлениями, в которых осуждает политику США в Ираке, обращался к мусульманам страны, резко критиковал двуличную политику в отношении христиан. Так, в воззвании 6 февраля 2016 года он сказал, что христианское население Ирака — это коренное население со своим богатым культурным наследием, и что «христиане никогда не препятствовали расселению на своей территории пришельцев с Аравийского полуострова, христиане такие же граждане Ирака, как и мусульмане».

Две другие многочисленные церкви Ирака – Древняя Ассирийская Церковь Востока и Ассирийская Церковь Востока. В Ираке находятся также архиепархия Армянской католической церкви, Сиро-яковитская церковь, а также небольшая община грекокатоликов. Ввиду непрекращающегося жесткого уничтожения христиан, вне зависимости от их конфессиональной принадлежности, патриарх Луис Рафаэль I Сако обратился с призывом к единению и предложил, чтобы три древних церкви, действующих на территории Ирака, объединились в единый патриархат.

До 2003 года христиане Ирака находились в относительной безопасности. Саддам Хусейн был сторонником упрочнения светского государства, христиане составляли интеллектуальную элиту государства, занимали важные государственные должности. Конечно, и при диктаторском режиме не обходилось без давления на христианское население. Существовал жесткий запрет на публикацию немусульманских книг, периодических изданий. Не признавались этнические права ассирийцев, которые являлись этническим ядром Ассирийских Церквей. В апреле 2003 года Ирак был оккупирован США и союзниками. Военная администрация США свою агрессивную политику направила, прежде всего, против суннитского населения, что породило ответную жесткую реакцию. Вскоре в стране развернулось вооруженное сопротивление против оккупантов и коллаборационистов. Идеологией иракского сопротивления стал воинствующий исламизм. В издаваемых под присмотром оккупантов газетах запестрели призывы наказания неверных, обвинения в адрес христиан как пособников режима Хусейна. За этим последовали взрывы у церквей, нападение на христианские дома, похищения с целью выкупа, изнасилования христианок, пытки, зверские убийства. Это привело к массовому бегству христиан из центральной и южной части страны. Большинство христиан Ирака за последнее десятилетие были вынуждены покинуть места традиционного проживания. Часть из них нашла временный приют в Курдистане, который пользуется в Ираке правами автономии; другие бежали в Сирию. В итоге из двух миллионов иракских беженцев к 2012 году минимум один миллион составили христиане.

Можно уверенно говорить о том, что никогда за две тысячи лет истории христианства на территории современного Ирака положение ее последователей не было столь трагично и неопределенно, как сейчас. Жестокая агрессия против христиан в Ираке приобрела системные формы. Идеологи ИГИЛ реализуют задачу тотального истребления или изгнания христиан с занятых ими территорий, совершая массовые убийства, насильно депортируя людей, лишая их всего имущества. Последствия христианского геноцида, учиненного исламистами в этом регионе, пока не поддаются точной оценке. Для выживших в этом аду христиан есть только три пути: принятие ислама; выплата подушного налога – джизьи (что, впрочем, не гарантирует безопасной жизни) или, наконец, организация сопротивления, что и сделали христиане Ирака. Они смогли найти силы для создания боеспособных отрядов самообороны, христианского ополчения. Христиане также активно вступают в ряды народного шиитского ополчения в Ираке наравне с мусульманами для борьбы с ИГИЛ. Однако иракские христиане остаются в значительной степени разобщены по этническим и конфессиональным признакам. Дальнейшая судьба христиан Ирака зависит исключительно от внешнеполитической позиции ведущих держав и их региональных союзников. Реальной угрозой их существования остается политика “двойных стандартов”, проводимая США, агрессивная антикурдская целеустремленность Турции, суннитско-шиитская проблема.

В Сирии большинство христиан принадлежит к Сирийской Ортодоксальной Церкви, 18% христиан — приверженцы католических церквей, есть также марониты, армяне апостольской церкви, армяно-католики, протестанты, греческие и русские православные приходы. Положение христиан в Сирии до гражданской войны было стабильно защищенным в правах, практически интеллектуальная элита страны рекрутировалась десятилетиями из христианской среды. Гражданские дела рассматривались в христианских судах. Сейчас все изменилось, и нарушение конфессионального баланса привело к разрушению налаженной государственной жизни. Большинство храмов на территории страны разрушено, убито и изгнано более половины христианского населения, остались только несколько анклавов со своими отрядами самообороны. В настоящее время из 22 миллионов граждан Сирию покинуло около 3 миллионов человек, еще почти 7 миллионов — это беженцы внутри страны, более двухсот тысяч граждан погибли. Минимум 1 миллион христиан эмигрировал в сопредельные страны и это без учета 1 миллиона христианских беженцев из Ирака. Большинство направляются в Ливан, обрекая эту страну на гуманитарную катастрофу, многие — в северные районы Иракского Курдистана, где безопасность весьма условна.

Следует признать, что христиане Сирии, как и в соседнем Ираке, оказались наиболее уязвимой группой населения. Радикальные исламисты развернули в Сирии полномасштабное истребление христиан. Будущее христианства в Сирии находится под серьезным вопросом. Христиане оказались зажаты между десятками местных, клановых военизированных группировок, джихажистов Аль-Каиды, ИГИЛ, правительственных войск, иностранных наемных формирований. Понятно, что дальнейшее раскачивание ситуации в Сирии неминуемо отразится на судьбах 2-х миллионов христиан Ливана, проживающих там постоянно или укрывшихся от террора.

хр в Сирии

Сегодня всему здравомыслящему мировому сообществу очевидно, что на Ближнем Востоке осуществляется настоящий тотальный геноцид христианского населения, направленный на полную “зачистку” территории древних христианских общин. По подсчетам ряда неправительственных международных организации в мире каждые пять минут умирает насильственной смертью один христианин. Более 80% иракских христиан за последние 12 лет эмигрировали из страны. В Сирии за пять неполных лет бежало более 60% христиан. В обеих странах изгоями стали около 2,5 миллионов верующих. Сегодня при общей оценочной численности населения Израиля, Иордании, Ирака, Ливана, Сирии в 72 млн человек, доля христианских общин снизилась до 3,6 млн или примерно 5% населения .При этом, ни одна так называемая “демократия” Запада, Евросоюз, США, до сих пор не признали официально факт целенаправленного геноцида христианского населения в Ираке и Сирии и тем более не предприняли каких-либо дипломатических и военных мер, направленных на защиту христианского населения на Ближнем Востоке.

В завершении необходимо сказать о деятельности РПЦ по оказанию помощи сирийским христианам. Проблема преследования и дискриминации в течение последнего времени регулярно поднималась Святейшим Патриархом Москвы и всея Руси Кириллом и председателем отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополитом Иларионом на крупных международных площадках, в ходе встреч с политическими и религиозными лидерами в России и за рубежом, а также в средствах массовой информации. Эта деятельность внесла весомый вклад в постепенное признание факта преследования христиан. Кроме этого, на регулярной основе оказывается гуманитарная и материальная помощь.

В начале 2015 года на Архиерейском Соборе Святейший Патриарх Москвы и всея Руси Кирилл произнес очень точные и правильные слова, характеризующие истинное положение христианства на Ближнем Востоке — “На наших глазах происходит подлинная трагедия, настоящий геноцид христианского населения в тех землях, откуда Благая весть распространилась по всему миру”.