Научный семинар «Игнатий Фесслер – филолог, философ, богослов», архимандрит Августин (Никитин), 25.04.2018 г.

На научном семинаре 25 апреля 2018 года выступил доцент кафедры богословия архимандрит Августин (Никитин).

Научный семинар 25.04.2018 г. Докладчик — о. Августин (Никитин)

Доклад отца Августина был посвящен историку, философу, церковному деятелю Игнатию Фесслеру (1756-1839 гг.) .

Игнатий Аврелий Фесслер родился 18 мая 1756 г. в городке Цурндорфе (венг. — Цурани), в так называемом Бургенланде, расположенном на границе австрийских и венгерских владений Габсбургов. При крещении сына мать дала ему имя Игнатий, так как особенно почитала образ жизни и деяния Игнатия Лойолы (1491-1556), основателя «Общества Иисуса» (иезуитов) (1540 г.). В детстве Игнатий Аврелий читал в основном религиозно-нравоучительную литературу. Первоначальное образование он получил в Раабской гимназии, Пресбургской латинской школе, в Раабском иезуитском коллегиуме. В коллегиуме Фесслер прочел книги Фомы Кемпийского «De imitatione Christi» («О подражании Христу») и Роберто Беллармино «De ascensione mentis in Deum per scolas rerum creatorum» (в русском переводе: «Лествица умственного восхождения к Богу по степеням созданных вещей»).

В 1773 г. Фесслер поступил послушником в принадлежащий ордену капуцинов Моорской монастырь. В эту обитель 17-летний Фесслер приехал со своей матерью на богомолье, и там он ей заявил, что решил остаться здесь навсегда. 9 июля 1774 г. Фесслер произнес перед алтарем торжественный обет монашеской жизни и принял свое новое имя, ставшее на многие годы основным, — Иннокентий. Именно в монастыре Фесслер ознакомился с трудами религиозных мыслителей, не разделявших ортодоксальную католическую точку зрения, сперва — с работой К. Флёри, а позднее — с сочинениями И. К. Эдельмана и М. Тиндала. Под влиянием этих авторов у Фесслера исчезло его прежнее доверие к Римско-Католической Церкви и институту монашества, что стало для него причиной серьезного духовного кризиса. Тем не менее, после странствований по различным монастырям и обстоятельного изучения классических и философских наук, 29 мая 1779 г. Игнатий Фесслер принял священный сан.

В 1783 г. Фесслер в том же году поступил в Венский университет, где первым из австрийских капуцинов получил 11 ноября 1784 г. степень доктора теологии. В том же 1784 г. Фесслер уволен из ордена капуцинов, назначен лектором, а затем профессором восточных языков и ветхозаветной герменевтики в Лемберге (Львовском университете). В Лемберге Фесслер написал учебники по еврейскому и восточным языкам. В 1788 г. увидел свет первый крупный художественный опыт Фесслера – драма «Сидней», рассказывающая о судьбе английского мыслителя XVII в. Алджернона Сиднея. Это было яркое изображение фанатизма папистов в Англии, что дало врагам Фесслера повод начать против него процесс. Не дождавшись его окончания, Фесслер покинул Лемберг (Львов) 2 февраля 1788 г. и направился во владения прусского короля.  

6 февраля 1788 г. Фесслер прибыл в Бреслау (ныне – Вроцлав, Польша), центр Прусской Силезии. Здесь Фесслер нашел приют при дворе наследного принца Генриха Эрдмана фон Шёнайх-Каролат, который дал ему работу — должность воспитателя своего сына. Необременительная, но хорошо оплачиваемая должность, устроенный быт, свободный доступ к большой и хорошо подобранной библиотеке принца и масса свободного времени давали Игнатию Аврелию возможность заняться литературными опытами. В период пребывания в Пруссии Фесслер работал на литераторской ниве очень плодотворно: за это время было напечатано 32 его произведения, из которых наибольшую популярность и признание снискали роман-диалог «Марк Аврелий» (1790 — 1792).

В 1791 г. Фесслер перешел в лютеранство, что, впрочем, носило формальный характер — фактически Фесслер уже давно отдалился от Римско-Католической Церкви. Как пишет один из его биографов, «он алкал правды и увидел в Лютеранской Церкви большую, в то время, ширь и гуманность сравнительно с католической» (Висковатов П. А. Эдуард Губер и Фесслер. СПб. 1897. С. 9).  Перейдя из католичества в лютеранство, Фесслер продолжал ли­тературную деятельность. Так, он написал   исторический роман «Аристид и Фемистокл» (1792), ряд монографий по истории Венгрии. Еще 13 произведений остались в рукописи. Эти сочинения сделали Фесслера известным узнаваемым не только в узком кругу специалистов, но и у широкой публики.

К силезскому периоду (1788 — 1796 гг.) относится начало увлечения Фесслера философией Канта, которая уже вскоре станет доминирующим элементом в его мировоззрении.

В 1796 г. Фесслер переселился в Берлин, где был соиздателем двух повременных изданий. Так как литера­турный труд не обеспечивал Фесслера, он в 1798 — 1807 гг. занимал пост правового консультанта по духовным и учебным делам при прусском правительстве. В 1803 г. Фесслер покинул Берлин и поселился в своем новоприобретенном бранденбургском имении Кляйнваль (Kleinwall), где снова обратился к писательской деятельности и вел здесь уединенную жизнь кабинетного труженика, пока война 1806 г. не лишила его всего состояния. 14 октября 1806 г. в окрестностях Иены произошло сражение между армией Наполеона и прусской армией под командованием герцога Брауншвейгского; французы разбили прусские войска. В следующем году Пруссия была вынуждена подписать унизительный Тильзитский мир. По Тильзитскому миру Пруссия потеряла все свои владения к западу от Эльбы и часть принадлежавших ей польских земель, обязалась уплатить контрибуцию, сократить армию.

«Ряд жизненных перипетий привел Фесслера к горькому положению и нищете, когда ему было уже 53 года, — пишет П. А. Висковатов. – На этот раз из безвыходного положения он был вырван неожиданным предложением от русского правительства занять во вновь открываемой Духовной Академии при Александро-Невской Лавре в Петербурге место профессора восточных языков и философии» (Висковатов П. А. Эдуард Губер и Фесслер. СПб. 1897. С. 12).

По докладу князя А. Н. Голицына (синодальный обер-прокурор с 1803 по 1817 гг.) указом от 29 ноября 1807 г. было предписано составить особый комитет для усовершенствования духовных училищ. 26 июня 1808 г. была учреждена особая комиссия духовных училищ, и в число ее членов был назначен М. М. Сперанский. Затем, по открытии Санкт-Петербургской Духовной Академии, в обновленном её виде, М. М. Сперанский был избран в протекторы философии.

Приглашение приехать в Россию Фесслеру было сделано по рекомендации его ученика по Лембергскому университету Петра Лодия, в то время занимавшему видный пост в С.-Петербурге. В столице России Фесслер преподавал философию и восточные языки в Санкт-Петербургской Духовной Академии, где одним из первых в России с университетской кафедры познакомил студентов с философией Канта. «Фесслер горячо принялся за исполнение принятых на себя обязанностей, — пишет П. А. Висковатов. – Он должен был читать по-латыни. Слушатели его плохо понимали. Если, студенты и понимали по-латыни, то говорить на этом языке не могли. Объясняться с ними было ему, не знавшему русского языка, нелегко. Весь день проводил он в стенах Академии в отведенном ему для занятий помещении, обучая молодежь, пополняя пробелы их знания, подготовляя их к уразумению лекций своих» (Висковатов П. А. Эдуард Губер и Фесслер. СПб. 1897. С.13).

Философские взгляды Фесслера кратко были изложены историографом Санкт-Петербургской Духовной Академии И. А. Чистовичем (1828-1893) на основании собственных конспектов немецкого ученого и сообщений о своем преподавании. Фесслер определял философию как «очевидное знание разума и деятельную жизнь духа», религию — как «свет сей жизни и живописное начало», совершенство духа — «во внутреннем гармоническом согласии между ра­зумом, рассудком, воображением и внутренним чувством», совершенство философии — «в ее полном единении и сообразности с единой, всеобщей, вечной, божественной религией, которая открыта миру в Иисусе Христе». Формально это согласовалось с заданием философской кафедры в Духовной Академии, и Фесслер призван был соответст­венно настроить будущих наставников православ­ной паствы (А. И. Введенский., А. Ф. Лосев., Э. Л. Радлов., Г. Г. Шпет. Свердловск, 1991. С. 386).

Однако Комиссия духовных училищ нашла изъяснение философии в конспекте Фесслера темным и постановила истребовать от него другой конспект, где бы он «изложил философию яснее и по методе и терминологии вольфианской», но два члена комиссии: архиепископ Феофилакт и М. М. Сперанский остались при особых мнениях. Мнение Феофилакта было роковым для профессорства Фесслера. Архиепископ начинает заявлением, что для него философские начала в конспекте Фесслера не темны, но довольно понятны, и признать их следует началами «вредными для Церкви и отечества и пагубными для студентов». По словам Д. П. Миртова, «в критических замечаниях на систему Фесслера Феофилакт пытается доказать еще большее, именно, что «разрушительные, а не созидательные» начала фесслеровой философии не только «подрывают религию», но что всего удивительнее, «совершенно ниспровергают самую философию» (Миртов Д. П. Первые профессоры философии в нашей Академии // Церковный вестник, 1908, № 52, С. 1630).

В защиту Фесслера выступил М. М. Сперанский; в своем особом мнении он отмечает, что конспект Фесслера совершенно соответствует смыслу статей академического устава. Однако, мнение архиепископа Феофилакта взяло перевес, Фесслер был обвинен в «идеализме и пантеизме» и 21 июля 1810 г. был вынужден оставить кафедру.

Научный семинар 25.04.2018 г. Докладчик — о. Августин (Никитин)

«От Фесслера студенты были в восхищении, особенно тогда, когда вместо устарелых систем и сухих схоластических формул, которыми дотоле их мучили, новый преподаватель стал посвящать своих слушателей в таинства современной немецкой философии; но Феофилакту, по дошедшим до него из Германии вестям о прежней жизни и прежних верованиях Фесслера, учение последнего показалось подозрительным. Кончилось тем, что новый профессор был вытеснен из Академии. Это рассорило Феофилакта не только со Сперанским, прежним его соучеником и другом, но и с князем Голицыным» (Корф М., барон. Жизнь графа Сперанского. т. 1. ч. 2. Спб. 1861. С. 259).

 

Тогдашнюю атмосферу, царившую в Академии, описывает А. И. Введенский (1856-1925): «Профессор, назначаемый и сменяемый независимо от преподавательского совета, никог­да не чувствовал себя огражденным от произвола не только своего прямого начальства, но даже и своих равных сослуживцев, принявших монашество. Поэтому талантливые профессора иногда подвергались преследованиям именно за свой талант, за умение при­обрести влияние на студентов. Так было с Фесслером, первым насадителем нашей духовной философии. Доходило до того, что один профессор философии боялся хорошо читать (хотя на деле доказал свое умение) и умышленно читал прямо по книге, без всяких поясне­ний к ней, монотонным голосом, делая перерывы даже на средине слова, а не только фразы» (Введенский А. И. Судьбы философии в России // Русская философия. Очерки истории. А. И. Введенский., А. Ф. Лосев., Э. Л. Радлов., Г. Г. Шпет. Свердловск, 1991. С. 36).

Игнатий Фесслер, «История Венгрии»

22 июня 1810 г. Фесслер был назначен членом комиссии по составлению законов по части уголовного права; комиссию возглавил М. М. Сперанский. B 1811 г. Фесслеру пришлось переехать в Вольск Саратовской губернии, где он получил должность надзирателя в Злобинском приюте. С 1813 г. он жил в Саратове, а с 1815 г. в Сарепте. В те годы в немецких общинах остро ощущалась нехватка духовной литературы. В Сарепте открылась типография под руководством Фесслера и Губера. В Поволжье Фесслер создает большую часть своего главного исторического труда – «Истории венгров», которая по крайней мере до 1960-х годов оставалась самым подробным сочинением по венгерской истории на немецком языке.

В 1819 году была учреждена Саратовская евангелическая консистория. Фесслер был императорским указом назначен её суперинтендентом и духовным президентом. Епархия Фесслера включала в себя протестантские приходы Саратовской, Астраханской, Воронежской, Тамбовской, Рязанской, Пензенской, Симбирской, Казанской, Оренбургской и Пермской губерний и являлась крупнейшим лютеранским диоцезом в мире. На своем посту Фесслер большое внимание уделял инспекционным поездкам по волжским степям и реформированию различных сторон жизни немецких колонистов. В истории Евангелическо-Лютеранской Церкви Фесслер остался не только как Саратовский суперинтендент. Опыт управления консисторией позволил ему составить и представить в С.-Петербург проект устава Евангелическо-Лютеранской Церкви России. В 1828 году Николай I указом от 22 мая 1828 года создал Комитет для начертания проектов общего Устава Евангелическо-Лютеранской Церкви в России. На основании уже имевшихся проектов епископов Сигнеуса и Фесслера необходимо было составить проект основного закона Евангелическо-Лютеранской Церкви. 28 декабря 1832 года, выработанный Устав получил высочайшее утверждение. Этот Устав действовал с незначительными изменениями и дополнениями до 1924 г.

Игнатий Фесслер

Саратовская евангелическая консистория просуществовала несколько лет, и в 1834 году была преобразована в Московскую консисторию, и Фесслер был освобожден от обязанностей епископа и суперинтенданта консистории. Фесслер доживал свой век в С.-Петербурге в чине церковного советника лютеранской общины. Он скончался в один год со М. М. Сперанским — 3(15) декабря1839 г., и был похоронен на Волковом лютеранском кладбище. Могила Фесслера не сохранилась; в современном перечне захоронений его имя не значится.

Подводя итог сказанному, архимандрит Августин (Никитин) привел слова А. И. Введенского по поводу вклада Игнатия Фесслера в отечественную философию: «Первым сеятелем несхоластической философии в С.-Петербургской Духовной Академии был Фесслер. Фесслер преподавал только один год первому курсу. Hо первый курс был в значительной части составлен из преподавателей семинарий; и Фесслер уже в один год успел в нем пробудить любовь к философии. А заменен он был человеком знающим и уже опытным в университетском преподавании, профессором богословия в Дерптском университете (фон) Гор­ном, который продержался в Петербургской Академии четыре года и сумел поддержать в ней философское движение, начатое Фесслером. Ученик же Фесслера, Кутневич, перенес философию в Московскую Духовную Академию, в которой он был первым профессором этого предмета. И известный Голубинский, вероятно, был еще его учеником. Ученик же Горна Скворцов, магистр второго, т. е. ближайшего к Фесслеру, выпуска Петербургской Академии, перенес философию в Ки­евскую Академию и насадил там философскую школу, из которой вышли Новицкий (в Киевский университет), Гогоцкий (туда же), Михневич (в Одесский Ришельевский лицей), Авсенев (которому студенты Киевской Академии после Скворцова больше всех были обязаны своим философским развитием). Казанская Академия получила своих пер­вых профессоров философии из Москвы — учеников Голубинского. Таким образом, русская духовная философия пошла из Петербурга, подобно тому, как и философия Шеллинга впервые стала распространяться тоже из Петербурга» (Введенский А. И. Судьбы философии в России // Русская философия. Очерки истории. А. И. Введенский., А. Ф. Лосев., Э. Л. Радлов., Г. Г. Шпет. Свердловск, 1991. С. 44-45).

Научный семинар 25.04.2018 г.