23 мая 2018 года на кафедре богословия состоялся научно-практический семинар «Актуальные вопросы философской теологии».
Ведущий научный сотрудник Института философии РАН доктор философских наук Алексей Русланович Фокин. В рамках семинара состоялись занятия:
- Лекция «Патристическая рецепция Аристотелевского учения о душе: Немезий Эмесский и преподобный Иоанн Дамаскин».
- Практический семинар «Инструментарий современного богословского исследования».
- Научный семинар «Доктрина божественной простоты: исторические формы и современные дискуссии».
А.Р. Фокин отметил, что греческая патристика, отвергнув некоторые положения философии Аристотеля, приняла отдельные аспекты его учения о душе. Пример такой рецепции являет собой богословие Немезия Эмесского (кон. 4 в. н. э.), епископ сирийской Эмесы (совр. Хомс). Отталкиваясь от аристотелевского определения человека как животного разумного смертного, Немезий выстраивал собственные антропологические представления. Немезий писал, что человек был сотворен ни смертным, ни бессмертным. Человек мог стать бессмертным, если бы остался послушен Богу. Смерть возникла после грехопадения. Такое понимание было скрыто от Аристотеля.
Немезий полемизировал также с аристотелевским определением души как первой энтелехии тела. Если душа — лишь энтелехия тела, не ясно, каково собственная природа души, как она соотносится с телом. В данном аспекте богословская мысль Немезия была ближе к платоновскому представлению о душе как о самосовершенной, самодостаточной, бестелесной, пользующейся телом. Похожее определение предлагал и преп. Иоанн Дамаскин (ок. 675–753). В представлении Дамаскина, душа – сущность бестелесная, живая, пользующаяся телом; душа и тело – отдельные сущности. Душа, по Немезию, является принципом тела, но не его состоянием, какими например, являются болезнь и здоровье. Богослов не был согласен и с аристотелевским положением о душе как о сущности, пребывающей в покое. Душа, по Немезию, напротив, постоянно находится в движении, остановка означает для нее гибель.
Предложенное Аристотелем деление способностей души было достаточно полно воспринято христианскими богословами и раскрыто ими в соответствии с положениями вероучения. Учение Аристотеля о различении свободе выбора и свободном акте были включены в христологию, а сформированные на аристотелевских идеях аргументы использованы для опровержения монофилитских ересей.
Таким образом, отдельные положения философии Аристотеля были «воцерковлены» богословами.
В ходе практической части Алексей Русланович ознакомил студентов с инструментами современного богословского исследования. В ходе научного семинара для преподавателей и аспирантов кафедры богословия профессор сделал доклад по теме «Доктрина божественной простоты: исторические формы и современные дискуссии».
Согласно доктрине божественной простоты, атрибуты Бога тождественны его качествам. Источником этой доктрины, развивавшейся преимущественно западной теологией, была античная философия. Наиболее полно положения о божественной простоте представлены у блаж. Августина. Православное богословие, напротив, не восприняло это учение и выдвигало против него различные аргументы.