«Тринитарная доктрина святителя Кирилла Александрийского»: 27 ноября состоялся научный семинар и заседание кафедры

27 ноября 2019 г. в историческом здании Санкт-Петербургской духовной академии состоялось плановое заседание Кафедры богословия. Во время заседания были рассмотрены текущие рабочие вопросы. После заседания на научном семинаре преподаватель кафедры священник Максим Никулин предоставил  доклад на тему «Тринитарная доктрина св. Кирилла Александрийского»

 

Мероприятие началось рассмотрением рабочих дел кафедры.
— Вначале был рассмотрен вопрос об участии преподавателей кафедры в составлении двуязычных хрестоматий, издаваемых кафедрой древних языков Академии, по итогам чего были приняты практические решения для реализации взаимодействия между кафедрами.
— Затем рассмотрели предложение провести научное мероприятие на тему православной экклезиологии, чтобы привлечь внимание к столь животрепещущему вопросу современного богословия.
— После этого подняли вопрос о необходимости избрания научного сотрудника кафедры богословия, который целенаправленно писал бы высококачественные статьи для статусных журналов.
— Преподаватели представили сообщения о ближайших научных мероприятиях, а также были подведены промежуточные итоги издательской деятельности кафедры богословия.
— В завершение заседания были рассмотрены прошения студентов кафедры об утверждениях и изменениях тем научных работ.

     На научном семинаре кафедры богословия с докладом «Тринитарная доктрина св. Кирилла Александрийского» выступил старший преподаватель кафедры священник Максим Никулин. Св. Кирилл оставил богатое письменное наследие (10 томов патрологии Миня), во многом еще не изученное. Александрийский святитель известен, прежде всего, благодаря своей христологической полемике с Несторием, приведшей к осуждению последнего на Третьем вселенском соборе (431 г.) а его триадологии в русскоязычной патрологии уделяется значительно меньше внимания. Учение о Св. Троице святитель формулировал, прежде всего, в таких произведениях как «Книга сокровищ о святой и единосущной Троице», «Диалоги о Троице», «Толкование на Евангелие от Иоанна», принадлежащих первому, антиарианскому, периоду творчества св. Кирилла (до 428 г.).

В своей тринитарной доктрине Александрийский святитель старается сохранить единство и различие, он указывает на общее действие Св. Троицы и различные отношения Ипостасей. Для выражения тринитарного парадокса св. Кирилл использует образный язык, но также прибегает и к техническому философскому словарю – логике Аристотеля и неоплатонической традиции (Плотин, Порфирий). Кроме того, св. Кирилл является наследником патристической традиции, прежде всего, св. Афанасия Великого, но также он усвоил и триадологию свв. каппадокийцев, возможно, посредством Дидима. В выражении тайны Св. Троицы св. Кирилл сочетает единство св. Афанасия с различением свв. каппадокийцев, но он остается александрийцем, делая акцент на первом. Согласно св. Кириллу, имена Ипостасей обозначают образ существования, свойственный Каждой, но образ бытия Третьего Лица выразить сложнее. Святой Дух восполняет и завершает Св. Троицу и освящает людей. Святой Дух собственен Отцу, а также и Сыну, даже в Его воплощении. Александрийский святитель показывает преемство богословия и домостроительства – временные миссии божественных Ипостасей Сына и Духа являются отражением Их вечных исхождений. Формула св. Кирилла «Все от Отца через Сына в Духе Святом» применима как к икономии, так и к внутритроичной жизни. Св. Троица характеризуется двойным движением развертывания и свертывания, а также взаимной имманентностью Лиц.

Триадологическая рефлексия св. Кирилла впоследствии повлияла на его христологию, в которой он также настаивал на единстве и различии божественного и человеческого во Христе, подчеркивая единство субъекта и осуждая разделение природ Несторием.