Кафедра богословия Духовной школы провела научный семинар «М. П. Погодин и его философское мировоззрение: к 220-летию со дня рождения»

18 декабря 2019 года в историческом здании Духовной школы прошло итоговое заседание кафедры богословия под председательством доцента, заведующего кафедрой священника Дмитрия Лушникова, на котором члены кафедры рассмотрели прошения студентов Академии, назначили выступающих на научных семинарах второго семестра, а также подвели итоги уходящего года.​

По окончании заседания прошёл научный семинар, в рамках которого кандидат философских наук, доцент кафедры богословия И. Б. Гаврилов представил доклад на тему «М. П. Погодин и его философское мировоззрение: к 220-летию со дня рождения».​

Игорь Борисович начал выступление с обзора личности М. П. Погодина (1800–1875), как современника и друга А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Ф. И. Тютчева, историка, мыслителя, коллекционера, журналиста, издателя, теоретика панславизма.​

В том числе, он рассказал о том, что Михаил Петрович Погодин собрал обширную коллекцию предметов старины, которая получила наименование — «Древлехранилище».​

Также в 1827–1830 годах М. П. Погодин издавал журнал «Московский вестник», а с 1841 по 1856 годы издавал и редактировал журнал «Москвитянин».​

Приводя воспоминания современников М. П. Погодина, И. Б. Гаврилов рассказал следующее:​

«Один из его учеников В. А. Черкасский так вспоминал о нравственном влиянии лекций Погодина: “Вокруг его кафедры,​  — сказал он, — охотно собиралась университетская молодёжь. Её привлекало не щегольство изложения, не внешнее красноречие преподавателя, но, независимо от существенных учёных достоинств курса, его живое, беззаветное, горячее отношение к делу. Он читал нам русскую историю по источникам, знакомил нас не с одними внешними явлениями истории, но и с сокровенным внутренним их смыслом; он учил нас любить науку, любить и уважать Россию, ценить те великие тяжелые жертвы, которые древняя Русь умела принести ради сохранения своего самостоятельного бытия и создания единственного устоявшего в бурях истории славянского государства; он учил нас сознавать себя русскими, членами одной русской, — одной общей, великой славянской семьи”».​

По словам И. Б. Гаврилова, Михаил Погодин придерживался мнения, что именно России «суждено довершить, увенчать развитие человечества, представить все фазы его жизни, блиставшие доселе порознь, в славной совокупности, сочетать образование древнее с новым, согласовать ум с сердцем, водворить всюду мир и правду, доказать на деле, что цель человеческая не в одной науке, не в одной свободе, не в одной силе или искусстве, образовании, промышленности, богатстве; что есть нечто выше и учёности, и промышленности, и образования, и свободы, и богатства, — просвещение, просвещение в духе христианской религии, просвещение словом Господним; что оно, и только оно может даровать людям счастье, счастье земное и небесное».

Также, рассуждая о панславизме Погодина докладчик привёл высказывая учёного о славянском языке, как наследии, которое призвано объединить все славянские народы воедино:​

«Славянский язык, их (Кирилла и Мефодия) наследие, должен быть средоточием, связью всех славянских племён, основанием их единства, условием их своеобразного развития, средством возбуждения к новой жизни, источником спасения и освобождения от всякого ига, вещественного и духовного, турецкого и немецкого».

В заключение И. Б. Гаврилов отметил, что в настоящее время​ в России имя и заслуги М. П. Погодина известны очень мало, и выразил надежду, что настоящий​ семинар внесёт свой вклад в дело возрождения русской религиозной мысли.​

В семинаре приняли участие студенты аспирантуры и магистратуры Санкт-Петербургской Духовной Академии.​

После выступления​  присутствующие имели возможность задать докладчику интересующие их вопросы.

Справка:

Михаил Петрович Погодин (11 ноября 1800, Москва — 8 декабря 1875, Москва) — русский историк, коллекционер, журналист и публицист, писатель-беллетрист, издатель. Академик Петербургской академии наук по отделению русского языка и словесности (с 1841). Тайный советник (1871).

Начиная с 1820 годов отстаивал норманскую теорию. В 1826–1844 годах профессор Московского университета. Почётный член Московского университета (1845). Вместе с Н. Г. Устряловым развивал теорию официальной народности. Придерживался консервативных взглядов.

В середине XIX века интерес к славянству и славянской истории, понимание самобытности русской истории сблизили Погодина со славянофилами. В 1841–1856 годах издавал близкий к славянофилам журнал «Москвитянин». Разрабатывал идеи панславизма.

Основные труды: «Иоанн Грозный» (1834), «О достоверности древней русской истории» (1834), «Об учёном сословии и историческом его значении. Слово» (1834), «История в лицах о Дмитрии Самозванце» (1835), «Исторические афоризмы» (1836), «О Москве. Исторический очерк» (1837), «Всеобщая историческая библиотека» (1839), «Год в чужих краях (1839). Дорожный дневник» (1844), учебное пособие «Лекции по Герену о политике, связи и торговле главных народов древнего мира» (1835); «Воспоминание о Ломоносове» (1855), «Воспоминание о Степане Петровиче Шевырёве» (1869).

Пресс-служба СПбДА