В Духовной Академии прошла научно-богословская конференция «Божественные атрибуты в рациональной теологии: история и современность»

14–15 ноября в актовом зале Санкт-Петербургской Духовной Академии прошла ежегодная конференция по рациональной теологии «Божественные атрибуты в рациональной теологии: история и современность», организованная кафедрой богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии совместно с Институтом философии Российской академии наук.

Перед началом конференции собравшихся поприветствовал кандидат теологии, кандидат богословия, доцент, заведующий кафедрой богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии священник Димитрий Лушников. Отец Димитрий отметил, что это уже шестая конференция, организованная совместно с Институтом философии Российской академии наук.

С видеозаписями докладов и краткой аннотацией можно ознакомиться ниже.

14 ноября открыл конференцию докладом «Учение Иоанна Дунса Скота о Божественных атрибутах в связи с его значением для построения доказательства бытия Божия» старший редактор Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» Д. В. Смирнов. Дмитрий Владимирович рассказал о том, как Скот понимал Божественные атрибуты и какие из них имели для него первостепенное значение в деле последующего доказательства существования Бога. Так, Иоанн Дунс Скот считал, что из всех доступных постижению человека свойств Бога бесконечность является наиболее совершенным свойством: если все свойства Бога отражаются в естественных понятиях, в которых Бог постигается «как бы акцидентально», то есть в некотором определённом аспекте Своего существования, то бесконечность есть некое понятие, в котором Бог понимается в Себе Самом. Таким образом наиболее точным ответом на вопрос, что есть Бог, будет выражение «бесконечное сущее» или просто «бесконечное».

Следующим выступил доктор философских наук, ведущий научный сотрудник Института философии Российской академии наук А. Р. Фокин с сообщением «Представление о Божественных свойствах и их соотношении с сущностью Бога в латинской патристике. От Тертуллиана до Боэция». Он рассказал о развитии представления об атрибутах Бога в истории представителей западного христианства. Алексей Русланович  подчеркнул, что Боэций в своих теологических трактатах подвёл итог рассуждениям о божественных атрибутах в западной патристике.

Далее с докладом «Проблематика божественных атрибутов в теолого-философской мысли ислама» выступил доктор философских наук, ведущий научный сотрудник Института философии Российской академии наук И. Р. Насыров. Ильшат Рашитович отметил, что с одной стороны Коран настаивает на абсолютной трансцендентности Бога. В то же время там же присутствуют антропоморфические термины, употреблённые при описании Аллаха. Докладчик рассказал  об атрибутах Аллаха, упомянутых в Коране и Сунне которые делятся на две категории: атрибуты, которые человеческий разум не способен постичь самостоятельно (рука или лик Аллаха) — сведения о них черпаются из священных текстов; и атрибуты, которые можно постичь путём размышления, например, могущество и мудрость.

С заключительном сообщением «Моральные атрибуты Бога как основа этикотеологии Канта» выступила доктор философских наук, профессор кафедры истории философии факультета гуманитарных и социальных наук Российского университета дружбы народов Л. Э. Крыштоп. Людмила Эдуардовна отметила, что именно этикотеология в критический период призвана играть роль фундамента всех теологических построений, и она имеет две основные задачи — удостоверение в существовании Бога и выведение неотъемлемых его атрибутов. Обе эти цели, по мысли Канта, реализуются исключительно благодаря практическому применению разума. Единственным используемым при этом этикотеологией методом является метод постулирования. Основой же для постулирования бытия Бога и его моральных свойств является понятие высшего блага, для предположения реализуемости которого и становится необходимым предполагать существование такой моральной сущности, как Бог.

Второй день конференции открыл кандидат филологических наук, директор Института св. Фомы священник Штефан Липке, который прочитал доклад «“Троица в икономии есть Троица имманентная и наоборот”: новая парадигма Карла Ранера и ее значение для католического учения об атрибутах Бога». Отец Штефан рассказал о понимании внутреннего устройства Троицы Раннером, который привносит в учение о Боге новую парадигму: богослов говорит о том, что каждое из Лиц Святой Троицы открывает Себя человеку персонально, «как Себя, в Своём личностном свойстве и благодати». Такое представление вступило в конфликт с устоявшимся мнением о том, что Бог действует в мире как Единый Творец.

Далее доклад «Предикаты Бога в дискурсе трансцендентального томизма» прочитал доктор теологии, проректор по научной работе Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. св. равноапостольных Кирилла и Мефодия Е. А. Пилипенко. Евгений Анатольевич обратил внимание на то, что все неотомисты следуют методу аналогии бытия, который обращён к бытию субъекта. Также учёный выделил общие понятия для всех трансцендентальных томистов, к которым можно отнести целенаправленность сознания. После этого исследователь сравнил между собой концепции некоторых богословов, подчеркнув в них слабые и сильные стороны.  

Продолжил конференцию начальник Международного отдела СПбДА протоиерей Дмитрий Сизоненко, который сделал доклад на тему «Атрибут Божественного всемогущества в католическом богословии ХХ века». В своём выступлении отец Димитрий сосредоточился на проблематике понимания атрибута всемогущества Божия, после чего привёл мнения двух наиболее авторитетных представителей богословской мысли по вопросам всемогущества Бога и высказал своё видение данного вопроса.

С завершающим докладом «Аргументы против Божественной вневременности в современной аналитической теологии и некоторые новые контраргументы» выступил доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник института философии РАН, руководитель сектора философии религии Института философии РАН  В. К. Шохин. Владимир Кириллович привёл определения Божественной вневременности разных средневековых и современных богословов и учёных, среди которых — Боэций, Фома Аквинский и Лейбниц. После чего докладчик проанализировал основные аргументы против Божественной вневременности.

Каждый доклад сопровождался дискуссией, во время которой учёные и присутствовавшие на конференции студенты смогли обменяться мнениями и получить ответы на интересующие их вопросы.

Модератором конференции выступил кандидат богословия, доцент, заведующий кафедрой богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии священник Димитрий Лушников.

ФОТОГАЛЕРЕЯ