Младший научный сотрудник кафедры богословия выступил с докладом на конференции ПСТГУ

C 13 по 16 ноября 2023 года в Православном Свято-Тихоновском Университете проходила конференция «Христианизация общества и культуры: от древности к современности. К 15-летию со дня кончины проф. Игоря Сергеевича Чичурова». В рамках работы конференции 14 ноября состоялось заседание секции «Христианские ценности и светская культура в жизни и деятельности блж. Августина».

Младший научный сотрудник кафедры богословия – Юрченко Иван Андреевич, выступил с докладом на тему «Образ “века сего” в проповедях блж. Августина».

В своем докладе Иван Андреевич показал, как блж. Августин в рамках проповеднической риторики использует образ «века сего» (hoc saeculum), реагируя на вызовы своего исторического контекста.

Епископ Иппона указывал на то, что позднеантичный город Северной Африки в V в. представлял собой смешанное общество: в нем сосуществовали христиане и язычники, которые могли иметь схожие гражданские ценности. Такие ценности воспроизводились через коллективную память Рима, его мифы, историю, героев, традиции и практики, которые увековечивались посредством участия людей в публичных мероприятиях.

Хотя область мирской жизни в поздней Античности являлась полем деятельности христианина, существовал перечень запрещенных общественных мероприятий для любого верующего, прошедшего через институт катехумената: публичные зрелища и городские праздники. Ещё со времен Тертуллиана посещение античного цирка подвергалось осуждению из-за языческих процессий (pompae diaboli) и жертв, предварявших каждое городское мероприятие.

Однако во времена епископства блж. Августина городские мероприятия лишились своих языческих коннотаций ввиду запрета жертвоприношений в 399 г. И аудитория епископа Иппона могла себе позволить посещать зрелища, так как они потеряли свое религиозное значение.

Таким образом, блж. Августин был вынужден решать проблему смещения идентичности своей аудитории в сторону мирской жизни, связанной традиционными римскими ценностями. Для этого он критикует социальное устройство гражданских институтов, основанных на языческих устоях и традициях.