Священник Дмитрий Лушников. Основное богословие

l%d0%be%d1%81%d0%bd%d0%be%d0%b2%d0%bd%d0%be%d0%b5-%d0%b1%d0%be%d0%b3%d0%be%d1%81%d0%bb%d0%be%d0%b2%d0%b8%d0%b5Лушников Дмитрий, священник. Основное богословие. Учебное пособие. Санкт-Петербургская православная духовная академия. СПб.: Изд-во СПбПДА, 2015. — 228 с.

Учебное пособие заведующего кафедрой богословия, священника Димитрия Лушникова по предмету «Основное богословие» соответствует курсу для духовных учебных заведений и является итогом многолетнего систематического изучения автором предмета, вобравшего в себя всю многообразную проблематику богословского и философского наследия как русской, так и европейской интеллектуальной традиции.

Книга способствует пониманию того, что вера в Бога не есть нечто неразумное, противоречащее законам человеческого разума, но отвечает глубочайшим запросам и потребностям человеческой души.

Пособие адресовано преподавателям и студентам духовных учебных заведений, богословских факультетов светских вузов, а также читателям, интересующимся решением мировоззренческих вопросов о смысле бытия мира и жизни человека.

 Содержание учебного пособия.
Введение. Основное богословие, его предмет и задачи
1. О сущности и происхождении религии
1.1. Понятие о религии
1.1.1. Понятие о религии согласно этимологии слова
1.1.2. Понятие о религии с психологической (субъективной) точки зрения
1.2. Религия и деятельность человека
1.2.1. Религия и наука
1.2.2. Религия и нравственность
1.2.3. Религия и эстетика
1.3. О происхождении религии
1.3.1. Учение софистов о религии
1.3.2. Теория страха
1.3.3. Анимистическая гипотеза
1.3.4. Учение о религии Фейербаха
1.4. О сущности религии с точки зрения немецкой философии
1.4.1. Учение Канта о религии (моралистический взгляд на религию)
1.4.2. Учение о религии Гегеля (рационалистический взгляд на религию)
1.4.3. Учение о религии Шлейермахера (религия как чувство)
2. Рациональное обоснование основных религиозных истин
2.1. Онтологическое доказательство бытия Божия
2.2. Космологическое доказательство бытия Божия
2.3. Телеологическое доказательство бытия Божия
2.4. Нравственное доказательство бытия Божия
2.5. Истина бессмертия души
3. О сверхъестественном Откровении
3.1. Понятие о естественном и сверхъестественном Откровении
3.2. Анализ критики сверхъестественного Откровения
4. Об отношении Бога и мира
4.1. Деизм и его критика
4.2. Пантеизм и его критика
4.3. Философское обоснование теизма
5. Естественная человеческая мысль и богооткровенная религия в учении о Боге и мире
5.1. Политеизм
5.2. Дуализм
5.2.1. Метафизический дуализм 
5.2.2. Этический дуализм
5.3. Ветхозаветное учение о Боге (учение о Боге в бо-гооткровенной религии)
5.4. Ветхозаветное учение о творении мира
6. Понерология
6.1. Естественная мысль в решении вопроса о происхождении зла
6.1.1. Пессимистический взгляд 
6.1.2. Оптимистический взгляд
6.2. Библейский взгляд на сущность и происхождение зла
Список литературы
 Введение
В общей системе богословских наук основное богословие имеет важное значение. Как наука оно рассматривает и изучает главные, или основные, истины религиозной веры, без усвоения которых изучение и других богословских наук может оказаться беспочвенным. Это истины бытия Божия и бессмертия души, на основании которых становится возможным осмысление мировоззренческих вопросов о смысле бытия человека и мира как такового. Основное богословие также занимается решением вопросов о сущности и происхождении религии как таковой, об отношении ее к различным сторонам человеческой деятельности (к науке, искусству, нравственности). В целом, поскольку основное богословие помогает сформировать полноценное религиозное мировоззрение, оно есть наука о существе и основах нашей веры в Бога и ответ на вопрос, почему мы считаем ее истинной. «Если религия как таковая — это вопросы веры, то наука о религии, или основное богословие, имеет дело с вопросами сомнений в вере».
 
 В настоящее время, во многом бездуховное и развращенное, когда попираются не только христианские, но и общечеловеческие ценности, с особой силой и напряженностью возрастает необходимость противостояния разрушительной силе грубого неверия, стремящегося уничтожить основы религиозно-нравственной жизни не только отдельных лиц, но и целых народов и государств. «Когда христианская вера трактуется как суеверие, а церковь Христова — как партийное учреждение, препятствующее прогрессу и свободному развитию человечества, враждебное науке и просвещению, мешающее делу свободного устройства общественной и государственной жизни», нельзя ограничиться только одним положительным или догматическим раскрытием бого-откровенного христианского учения.
 
Требуется знание таких истин и умение оперировать такими аргументами, которые могли бы защитить нашу веру и укрепить убедительность христианского мышления. Поэтому основное богословие — не просто отвлеченное теоретизирование, каким оно может показаться на первый взгляд, но наука, имеющая непреходящее практическое значение как для будущего священнослужителя, так и для человека, желающего иметь прочные действительные основания своей религиозной веры.