Научный семинар «Езидизм: история и современность», проф. И.В. Базиленко, 21.12.2016 года.

На научном семинаре 21 декабря выступил профессор Игорь Вадимович Базиленко. Его доклад был посвящен этнорелигиозной группе езидов. Считается, что езидизм — это национальное исповедание курдского народа. Говорилось также, что в советских паспортах, в графе национальность неправильно писали «езид». На самом деле, езиды — это курды, а ездизм — это конфессиональная принадлежность. Игорь Вадимович предложил более подробно разобраться с вопросом, кто такие езиды и курды, каковы взаимоотношения езидов и курдов.

Вероисповедание курдов находится в прямой зависимости от вероисповедания тех стран, где они проживают. Поскольку Курдистана, как независимого государства до сих пор не существует, курды проживают на территории нескольких стран Ближнего Востока — Турции, Ирака, Ирана, Сирии и других. 434660_kurdy  Большинство курдов являются мусульманами-суннитами, есть курды-алавиты, курды-христиане, есть и езиды. Нужно четко ограничить термин «езидизм», поскольку, испытав на себе мусульманскую проповедь, курды, даже в эпоху позднего Средневековья, еще не вполне перешли в ислам и нередко предпочитали самые экзотические конфессии и гетеродоксальные разновидности ислама. Большинство курдов, проживающих на территории России, — езиды, поскольку исторически  сложилось так, что в основном российские курды являются выходцами с Кавказа, а Кавказ стал главным регионом проживания езидов.

Что такое езидизм? В качестве религии  езидизм впервые определила «Настольная книга атеиста», 1987 г., затем современный «Словарь расы и народы», 2007 г., этнографические справочники определяют езидов как синкретический культ. Острые дискуссии по-прежнему вызывает вопрос, можно ли считать езидов курдами, или это отдельная, совершенно самостоятельная этническая общность? Иногда сами езиды сами считают себя курдами, иногда курды считают езидов принадлежащими к своему этносу, но, как правило, из-за эндогамного характера езидизма, часть исследователей, многие курды, лидеры езидских общин не считают езидов курдами. Считается, что езиды когда-то были курдами, затем перешли в езидизм и за счет закрытого характера общины выросли в самостоятельную этноконфессиональную общность. Сложна и этимология слова «езидизм». Большинство исследователей производит его от  древнеперсидского слова «яздам» — «вместилище жертвы»,»жертвенник». Единой, общепринятой теории происхождения езидизма также не существует, поскольку  из-за гонений со стороны мусульман и закрытого характера вероучения, которое в основном передавалось путем устной традиции, езидизм до сих пор недостаточно хорошо изучен. Существует две прямо противоположные точки зрения относительно возраста религии  и этнической принадлежности первых последователей.  Есть курдская версия: курды исповедовали езидизм задолго до победы ислама в регионе. Другие исследователи  полагают, что это синкретическое вероучение, возникшее в связи с деятельностью шейха Ади (конец XI — начало XII вв.). Последователями езидизма стали не только курды, но и арабы и другие народы.

У езидов есть собственное священное писание, представленное двумя основными книгами — это «Книга проявления» (XI в.) и «Черная рукопись». Обе книги выполнены тайнописью, расшифрованы и переведены на немецкий язык в 1913 г.; первый русский перевод был сделан в 1927 г., в 1991 г. был выполнен перевод книг на алфавит  советских курдов. Вопросы об авторстве и времени создания этих книг неясны, но условно датируются XII в. Езиды утверждают, что эти книги явились записью более древнего устного предания. Вплоть до недавнего времени только езидское духовенство имело право читать и толковать эти книги. Источниками вероучения езидов являются также речения, песнопения, гимны, молитвы. 

И. В. Базиленко отметил, что эта уникальная религия содержит самый пестрый состав элементов ислама, зороастризма, манихейства, раннего христианства, иудаизма. Езиды почитают пророков, места поклонений  и священные писания других религий. Последователи езидизма считают себя монотеистами, поскольку верят в единого  Бога и семь ангелов, главным из которых признается Малек Таус, «ангел-павлин».малик таус 2

В соответствии с космологией езидов, эти семь ангелов являются эманацией или творением непознаваемого Бога. Они помогали ему в творении мира. По другой версии, Бог сотворил не ангелов, семь менее могущественных богов. Малек Таус отказался поклониться первому человеку — Адаму. За непослушанием Бог изгнал Малей Тауса из рая и назначил его управителем ада. В аду ангел томился семь тысяч лет. Видя страдания грешников, он так плакал, что погасил адское пламя. За проявленное милосердие к грешникам, Бог простил Малек-Тауса, вернул его на небеса и назначил главным ангелом. По другой версии, Бог не отсылал Малек-Тауса в ад, а сразу назначил главным ангелом и поместил на небо в виде солнца. Высший Бог после акта творения самоустранился из мира и поручил управление над ним своим ангелам. Христиане и мусульмане отождествляли Малек-Тауса с падшим ангелом и называли езидов дьяволопоклонниками. С точки зрения езидов, взаимодействие двух сил — Бога и Малек-Тауса — является необходимым, а зло представляется как обратная сторона добра, подобно тому, как огонь может и обжигать, и дарить тепло. В сущности Бога и добро, и зло смешаны. После творения мира Малек-Таус сотворил избранный народ — езидов.

Езиды также почитают четыре священных стихии, солнце, верят в переселение душ. В основе обрядности лежит забота о сохранении религиозной чистоты. Большинство табу обусловлены нежеланием нанести оскорбление ангелам и их земным воплощениям — природным элементам. Обряд очищения в случае осквернения проводят кавалы. Священным днем неделю у езидов считается среда. Нарушение запретов сурово карается вплоть до исключения из общины.  Смертными грехами считаются: брак с представителями других каст, брак с иноверцами, проявление физического неуважения к священству. Молитвенная практика проста и строго регламентирована, езиды молятся пять раз в день. Святилище езидов — бывший храм Митры в Лалеше, там же находится штаб-квартира верховного духовного лидера общины. святилище в ЛалешеЕзиды — очень замкнутая община, стать езидом невозможно, миссионерская практика отсутствует, ребенок от смешанного брака не считается езидом. У каждого правоверного езида есть наставник и брат или сестра по загробной жизни. Езидская организация предусматривает теократию, возглавляют общину шейхи и пиры, большинство езидов относится к касте мюридов. Принадлежность к касте является наследуемой по рождению. Мюриды, как правило, придерживаются моногамии, тогда как высшие касты могут иметь несколько жен. Высшая власть принадлежит потомку и наместнику шейха Ади. Его резиденция находится в окрестностях Лалеша.

Над годовалым младенцем совершается обряд стрижки волос, затем на него изливается вода из священного источника в Лалеше; принято также обрезание. Покрой одежды регламентирован; рубаха обязательно должна быть сшита из двух кусков материи. После смерти душа предстает перед Богом, душе праведника даруется продолжение жизни (перерождение), душа грешника исчезает. Обряд похорон должен совершаться до захода солнца, на могилах принято возводить трехступенчатые строения, напоминающие вавилонские зиккураты. На памятниках пишут суры из Корана, которые не противоречат езидизму, выбивают изображения святилища в Лалеше, солнечного диска, Малек-Тауса или Ахура-Мазды. Есть дни всеобщего поминовения усопших. Длительное разрозненное существование различных езидских групп и отсутствие фиксированного письменного канона привело к привело к расхождению в традициях и сроках совершения праздников и постов. В новый год пекут праздничные кличи, красят яйца и посыпают разноцветной скорлупой поля; разжигают костры, приносят в жертву белого быка, проводят собрания старейшин. Посты, как правило, продолжаются четыре дня, причем первые три дня езиды полностью воздерживаются от еды и питья. Главное событие религиозного календаря — праздник, посвященный Малек-Тауса, — «прогулка павлина». Во время праздника кавалы обходят дома верующих со статуэтками павлина. Есть также праздники местночтимых святых

В заключении Игорь Вадимович сказал, что история езидов — это история выживания во враждебном окружении, поскольку они постоянно подвергались вооруженным набегам, гонениям, истреблению, осквернению святынь со стороны мусульман. Численность современных езидов, по оценке езидских организаций, составляет около трех миллионов, что, скорее всего, является завышением. Езиды проживают в Ираке, езидские диаспоры существуют также в России, Грузии, Армении, Европе, США. Перепись 2010 года определила число российских езидов в 40 тыс 586 человек.