Список выпускных работ и диссертаций, защищенных на кафедре богословия (в разработке)

2020-2021 уч. г.

Очное отделение

Бакалаврские

Бутко В.В. Евхаристическая экклезиология протопресвитера Николая Афанасьева и её критика в трудах его последователей (протопресвитеров Александра Шмемана, Иоанна Мейендорфа и митрополита Пергамского Иоанна (Зизиуласа)). 72 с.

Долматов С.Е., свящ. Богословие святителя Дмитрия Ростовского. 67 с.

Ермолаев Т.М. Анализ восприятия критики Кантом доказательств бытия Божия в богословии духовных академий второй половины XIX – начала XX вв. 78 с.

Ледовской С.И., диак. Богословский анализ нравственно-аскетических трудов свт. Игнатия (Брянчанинова) 82 с.

Петровцев С.А. Учение К. Ранера о соотношении свободы и благодати в деле спасения в свете православного богословия. 67 с.

Радаев М.Ю. Аналитический обзор взглядов русских богословов XX века по вопросу о существенных свойствах и границах Церкви. 83 с.

Магистерские

Николаенко А.В., диак. Вопросы философии образования в трудах графа С.С. Уварова. 116 с.

Юрченко И.А. Богословский анализ «De Sermone Domini in Monte (Liber Primus)» блж. Августина Иппонийского. 102 с.

 

Заочное отделение

Магистерские

Анчуков Р.А., свящ. Критический анализ «Нового атеизма» как атеологического направления современной западной философии. 140 с.

Денисов П.В., свящ. Пространственно-временные перспективы русской литературы XIX-XXI вв. Богословский аспект. 114 с.

Деркачев К.К., свящ. Интроспекция как условие метанойи. 135 с.

Дружинин Д.В. Сравнительный анализ православной практики «умного делания» и йогических психотехник. 139 с.

Енухов В.А., прот. Вечность как категория времени и вечные страдания не раскаявшихся грешников. 131 с.

Ермоген (Миняйло), иером. Образы Сократа и Платона в текстах античного христианства. 138 с.

Игнатий (Долотов), игумен. Учение о добродетелях по трудам святителя Николая Сербского. 128 с.

Кудрявцев М.В., диак. Понятие о первородном грехе в церковной богословской мысли. 101 с.

Назаров М.В., свящ. Трансформация экклезиологических взглядов Константинопольского Патриархата в XX веке. 114 с.

Позоров М.Г., свящ. Богословские школы Древней церкви III-V вв. 138 с.

Романов М.П., свящ. Учение о Христе и пастырском душепопечении в трудах Дитриха Бонхёффера. 144 с.

Игнатьев А.А., свящ. Учение Православной Церкви о Божией Матери. 118 с.

Ильиных А.Н., прот. Проблема ответственности за зло в святоотеческой литературе IV века. 110 с.

Александров И.Н., свящ. Пневматологический аспект экклезиологии В.Н. Лосского. 104 с.

Кандидатские

Якименко А.В., свящ. Концепции сущности и ипостаси в контексте христологических споров посленикейского периода. 261 с. 

Кривовичев С.В., свящ. Теологические интуиции в естественных науках: история и современность. 224 с.

 2019-2020 уч. г.

Очное отделение

Бакалаврские

Ганжа Д.С. Сравнение понятия «святость» в христианстве и индуизме. 91 с.

 

Добротворский В.В. Учение о Церкви в работах В.Н. Лосского. 77 с.

Камилавкин С.В. Сопоставление чинов экзорцизма в христианстве и иудаизме. 61 с.

Луцюк Н.В. Эсхатология Оригена по его комментарию на Евангелие от Иоанна. 65 с.

Овчинников М.В. Тематика обожения человека в памятниках Новгородской живописи XIV века. 102 с.

Палаш А.А. Проект «реформаторской эпистемологии» аналитического теиста Алвина Плантинги. 63 с.

Сабко А.О. Вселенский символ веры: история формулирования текста в IV в. 65 с.

Туртуряну М.Л. Международное общество сознания Кришны: история и современное состояние в России. 69 с.

Хобоко Е.В. Святоотеческая экзегеза понятия «тысячелетнего Царства Христова» (Отк. 20:4-7). 88 с.

Магистерские

Кадура С.Д. Учение о Промысле и предопределении в раннем христианстве. 105 с.

Николаев М.Д. Культура постмодернизма в контексте христианского мировоззрения на примере художественной литературы XX-XXI вв.: категории, символы, смыслы. 116 с.

Тарнакин Н.А. Анализ богословского наследия архиепископа Михаила (Мудьюгина) (1912-2000). 96 с.

Чернов В.В. Анализ феноменологического подхода в изучении религии на примере работ Мирчи Элиаде. 87 с.

 

Заочное отделение

Магистерские

Богомазов В.В., свящ. Экзегетическое наследие Лукуленция перевод и критический анализ.

Иаков (Орлов), иерод. Категория времени и вечности и их интерпретация в святоотеческом богословии и западноевропейской философии.

Лаврентьев Д.А. Влияние Исидора Севильского на средневековую культуру. Исследование, перевод и комментарий VII книги Этимологий.

Писоцкий В.С., свящ. Религиозная полемика об исторической миссии России между западниками и славянофилами во второй половине XIX века.

Гандера С.И., свящ. Учение о синергии святителя Феофана Затворника.

Кандидатские

Кричфалуший В.В. Природа языческой религии в творениях апологетов II-III вв. 308 с.

 2018-2019 уч. г.

Очное отделение

Бакалаврские

Арзамасов Я., диак. Богословие и церковно-практические аспекты таинства брака.

Филарет (Гавщук), иерод. Свойства человеческой души в свете учения об образе Божием в трудах преподобного Максима Исповедника в русскоязычной литературе.

Николаенко Алексей, диак. Анализ религиозно-философского наследия Б.П. Вышеславцева.

Бакулин Алексей, диакон Современная православная практика реабилитации бывших адептов сект.

Юрченко Иван «Вопросы на Евангелие» (книга I) блж. Августина Иппонийского: перевод и комментарий.

Павел (Чхве), иером. Начальная миссионерская деятельность Русской Православной Церкви в Корее 1900-1912 гг.

Магистерские

Алексий (Степанов), иерод. Анализ богословско-философского наследия профессора Петра Ивановича Линицкого (1839-1906).

Заруцкий А.С., священник Критика атеизма в богословско-философских трудах русской эмиграции первой половины XX века (Н.А. Бердяев и Б.П. Вышеславцев).

Иванов П.К. Педагогические идеи в святоотеческом богословии и трудах русских религиозных философов и педагогов XIX — XX вв.

Колонтаев С.А., свящ. Анализ апологетических наследия протоиерея Тимофея Буткевича.

Марков М.В., свящ. Анализ апологетического наследия профессора протоиерея Иакова Галахова (1856-1938).

Никон (Касярум), иером. «Кенозис» в богословии прот. Сергия Булгакова, В.Н. Лосского, архим. Софрония (Сахарова).

Заочное отделение

Магистерские

Бельтек О.К.  Эсхатология преп. Максима Исповедника и «христианский платонизм».

Быков Д.С., свящ. Практика брачных договоров в России второй половины 18 века.

Демин А.В., диак. Нравственная проблематика в трудах блаж. Августина «О Граде Божием» и «Исповедь».

Макарий (Зеленков), игум. Анализ влияния Шеллинга в русской религиозной философии XIX – XX вв.

Николай (Белев), иером. Оригенизм в истории древней Церкви III – VI вв.

Баклан С.В., свящ. Богословские аспекты феномена раннехристианского мученичества на основе трудов ранних отцов Церкви и мартирологов.

Есаков Д.Л., свящ. Богословский анализ эпистолярного наследия святителя Феофана (Затворника).

Точилов А.А., прот. Влияние исихазма на духовно-эстетический процесс русской иконописи XIV-XVI веков.

 2017-2018 уч. г.

Очное отделение

Бакалаврские

Васильев Т. Богословский анализ гомелитического наследия свт. Тихона Задонского.

Иванов Ф. Анализ гомелитического наследия митрополита Филарета (Вознесенского).

Николаев М.Д. Критика западной культуры в русской религиозной философии XIX-XX вв.

Седов Б., диак. Богословские воззрения праведного Иоанна Кронштадтского по дневникам за 1870-1873 гг.

Чернов В.В. Специфика мистического опыта в нехристианских религиях (по работам М. Элиаде).

Чорнобай П.В. Богословский анализ творчества преподобного Паисия Величковского.

Борисов С.П. Социализм и христианство в их взаимных отношениях в русской религиозной философской мысли (конец XIX – начало XX вв.)

Капитонов В. А. Англиканское учение о молитве по «Второй книге гомилий»: перевод и анализ.

Лазарев Е. Антропология «Свидетелей Иеговы».

Ларионов М. Богословский анализ эпистолярного наследия святителя Игнатия Брянчанинова.

Магдеев А. Ваххабизм в мусульманском научном освещении: история, учения и критика.

Оржеховский И. Красота как богословская категория в творениях русских богословов и мыслителей XX в.

Простяков А. Учение об искуплении по богослужебным текстам Постной и Цветной триоди.

Силиванов А.П., диак. Прп. Порфирий Кавсокаливит: жизнь и учение.

Магистерские

Борисов Г.В., свящ. Анализ апологетического наследия Н.П. Рождественского.

Клыков Е.Ю., диак. Экуменизм в Русской Православной Церкви: история, формы, богословская оценка.

Маляров П.П. Православная оценка эсхатологических взглядов в догматических трудах Милларда Эриксона, Уэйна Грудема и Луиса Беркхофа.

Мушкеев Д.Е. Дохристианское религиозно-философские осмысление феномена страдания (зороастризм, буддизм, античная философия).

Нурлыгаянов М.Р. Феминизм в контексте западной теологии.

Павлов А.Г. Представления об антихристе в академическом богословии XIX – начала XX вв.

Торопов А.В. Богословские аспекты изменений в чине мессы после II Ватиканского собора.

Максимчик А.Ю. Анализ богословия святителя Филарета Московского по его эпистолярному наследию.

Заочное отделение

Магистерские

Григорий (Сысоев), иером. Русская литература XIV в.

Давыдов С., свящ. Судьбы оригенизма в истории Древней Церкви (III-VI вв.)

Золкин Д.М. Понятие «воля» в святоотеческом богословии. Выявление его значения в различной богословской проблематике.

Зорин О.А., свящ. Антропологический аспект богословского наследия святителя Игнатия Брянчанинова.

Исайчев С.А., диак. Неоязыческие культы в Пензенском регионе.

Мишкорудный Г.А., свящ. Проблема феноменологической рефлексии религиозного опыта в русской религиозной философии XIX – нач. XX вв.

Рудый С., прот. Неоязычество в современной России.

Шныров А.А., диак. Концептуальный анализ религиоведческих исследований в духовно-академической науке конца XIX- начала XX вв.

Кандидатские

Афанасьев А., свящ. Богословский анализ критики религиоведческих концепций Вильгельма Шмидта (1868-1954).  267 с.

Никулин М.С., свящ. «Толкование на послание к евреям» святителя Кирилла Александрийского как источник по богословию первой половины V в. 359 с.

 2016-2017 уч. г.

Очное отделение

Бакалаврские

Агопов Г. Антропология в философии Серена Кьеркегора.

Вараксин А. Богословский анализ дневников протопресвитера Александра Шмемана.

Глигич Н. Экклесиология современных богословов Сербской Православной Церкви.

Зиппа А. Необходимость принадлежать к Церкви для спасения и вопрос о границах Церкви.

Игнатьев А. Этические воззрения Владимира Соловьева.

Касярум Н. Учение о Богочеловеке по трудам преподобного Иустина Поповича.

Колонтаев С. Анализ эпистолярного наследия Оптинских старцев преподобного Льва (Наголкина) и преподобного Макария (Иванова).

Марков М. Богословские воззрения святого праведного Иоанна Кронштадтского по дневникам за 1856 – 1861 годы.

Тараут И. Сравнение богословских взглядов патриарха Сергия (Страгородского) и протоирея Сергия Булгакова на догмат искупления.

Штец В. Идея верховного Бога в контексте генотеизма.

Анчуков Р. Концепция атеизма: история и современные представители.

Заруцкий А. Учение о семье и браке в трудах митрополита Антония Сурожского (Блума).

Иванов П. Богословско-философские основания педагогики в трудах религиозных мыслителей и деятелей образования XIX – XX вв.

Королев А. Духовный облик святого страстотерпца Евгения Боткина.

Мотин А. Истоки богословских воззрений митрополита Стефана (Яворского).

Степанов А. Вопросы гносеологии в творчестве П. И. Линицкого.

Магистерские

Ганин С.Ю. Православная оценка учения «Живой этики» (онтология).

Гараев Е.П. Анализ учения русских неоязычников- родноверов.

Даниил (Пронин), иерод. Антропологические воззрения митрополита Сурожского Антония (Блума).

Мартынов А.О. Аналитика современного вероучения пятидесятников.

Мельник В.В. Проблематика литургического богословия русского зарубежья.

Первушин-Фон Дитц В.А., свящ. Нравственные проблемы современности в богословском наследии протопресвитеров Александра Шмемана и Иоанна Мейендорфа.

Плиска М.В. Церковь как социальный институт в представлении современных социологов религии.

Цупер В.В. Учение о Промысле и предопределении в раннем христианстве (у Оригена и блаж. Августина).

Черников А.М., свящ. Значение покаяния в духовно-нравственной жизни христианина по трудам митр. Антония (Блума), архим. Софрония (Сахарова) и архим. Иоанна (Крестьянкина) (сравнительный анализ).

Заочное отделение

Магистерские

Потемкин С.В., свяш. Учение о кафоличности Церкви с святых отцов V-VIII вв.

Фома (Василенко), игум. Бахаизм (вера бахаи), как современный деструктивный культ.

Кузнецов К.С., прот. Эпистолярное наследие блаженного Иеронима.

Лаврентий (Абдурахманов), иером. Аскетические традиции Православного Востока в контексте христианских представлений о смерти и воскресении (на примере преподобных Отцов VII века).

Кандидатские

Копцев А.А. Сравнительный анализ иконоборчества византийского и реформатского (кальвинизм). 266 с.

 2015-2016 уч. г.

Очное отделение

Бакалаврские

Борисов Г. Место психического в научной картине мира и исследование этой проблематики в работах К. Г. Юнга и В. Паули.

Еникеев В. Антропологические взгляды в трудах схиархимандрита Софроня (Сахарова).

Клыков Е. Миссия Благая Весть. История и современность.

Маляров П. Идея человека в философии Платона.

Нурлыгаянов М. Документы англикано-православного диалога второй половины XX века.

Торопов А. Учение о Евхаристии в русском академическом и западном богословии XIX века.

Мошкин Н. Теология  и наука: история и перспективы взаимодействие в контексте глобального кризиса.

Магистерские

Бекетов Ю. Библейское учение о защите неимущих.

Бондарев А. Религиозная проблематика творчества А.С. Пушкина.

Кричфалуший В. Раннехристианские апологеты как критики языческого миросозерцания и эллинских норм жизни (св. Иустин, Татиан, Тертуллиан).

Марковский К. Концептуальные направлаения «искусственная жизнь» и «искусственный интеллект» в современной науке: цели, методы, тенденции развития, результаты.

Мельников Е. Рецепция античного учения о Логосе в творениях святого мученика Иустина Философа.

Моисеев И. Христианские мотивы в педагогике К.Д. Ушинского и В.В. Зеньковского.

Мясников И. Анализ экклезиологии парижской школы.

Осокин А. Проблема многообразия афонских аскетических традиций XX века (на примере прп. Силуана Афанского, прп. Порфирия Кавсокаливита, схим. Иосифа Исихаста и схим. Паисия Святогорца, по русскоязычным источинкам).

Ризановский И. Космология и сотериология: их соотношение в христианском богословии IV – VII веков.

Савченко А. Рецепция христианской сотериологии в философской парадигме постмодерна. 

Феодосий (Желновачев), иером. Религиозные аспекты творчества Н.В. Гоголя.

Заочное отделение

Магистерские

Терещенко С., свящ. Философия человека: Лик, Лицо, Личина.

Кандидатские

Владимир (Палибрк), иерод. Религиозные представления Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского в контексте христианского богословия.

 2014-2015 уч. г.

Очное отделение

Бакалаврские 

Первушин-фон Дитц. Антропология в гомилетическом наследии протопресвитера Александра Шмемана.

Приходько В. Духовная жизнь как возрастание в любви (в поучениях преподобных оптинских старцев).

Магистерские

Афанасьев А. Проповедь православия в Японии в 1860-е гг. – 1912 г.: практические и богословские аспекты.

Волков С. Проблема соотношения свободы и благодати в истории западного христианства: богословско-антропологический аспект.

Исаев Р. Глоссолалия пятидесятников в свете православного учения.

Седов Г., свящ. Богословское наследие святителя Нила Кавасилы.

Шаповалов Е. Актуальность исихастской традиции для современного общества.

Фалеев И. Богословское осмысление роли генетического фактора в поведении.

 

Несин Кирилл. Современное состояние проблемы происхождения человека.

Заочное отделение

Магистерские

Ионитис А., свящ. Современный гностицизм.

Королев А., свящ. Богословский анализ доктрин Евангельских христиан-баптистов России, Украины, Белоруссии. 

Мальцев К., свящ.  Православное нравоучение и светская этика в контексте введения в государственных образовательных учреждениях РФ учебного курса по ОРКСЭ.

Николин Е., свящ. Духоборы: история, учения и современное состояние. 

Родосский А. Португальская духовная проза XVII века.

Аввакумов Д. Нравственные аспекты сочинения «Педагог» Климента Александрийского применительно к современному миру.

Домрачёв А. Тема «обожения» в православном богословии I – VII веков.

Саталкин Р., свящ. А.А. Зиновьев: я есть суверенное государство. Анализ позиции.

Устименко Б., прот. Гносеология проф. П.Д. Юркевича на основании его философского произведения: Сердце и его значение в духовной жизни человека, по учению Слова Божия.

Филипп (Сапронов), иером. «Критика софиологии в богословских трудах архиепископа Серафима (Соболева)».

 2013-2014 уч. г.

Очное отделение

Бакалаврские

Комаров Е. Современное неоязычество. Неоязыческая секта «Схорон еж Словен.

Максимчик А. Учение Церкви о жертве Христовой по трудам святых отцов периода X – XIV веков.

Осокин А. Богословие Порфирия Кавсокаливита и Паисия Святогорца.

Савченко А. Сотериология в трудах прот. Георгия Флоровского.

Шнуров К. Вальдорфская педагогика в системе образования Российской Федерации.

Ващенко А. Учение Тихона Задонского о борьбе со страстями.

Магистерские

Беспалов А. Учение об обожении у В.Н. Лосского в свете святоотеческой традиции.

Смирнов М. Предпосылки возникновения Харизматического движения в традиции Римской Католической Церкви. 

Якименко А., диак. Исторические, философские и богословские предпосылки формирования концепции ипостаси в посленикейском богословии.

Генералов С. Современное состояние проблемы происхождения человека.

 2012-2013 уч. г.

Очное отделение

Бакалаврские

Лазаренко И., диак. Понимание первородного греха в протестантизме в XX в.(Тиллих, Барт, Бруннер).

Йокич Н. Сахаджа-Йога.

Порш В., свящ. Богословие Карла Ранера в контексте «антропологического поворота» в католическом богословии XX века.

Магистерские

Георгий (Гурчиани), архим. Грузия и Россия. Христианская нравственность и международные отношения.

Копцев А. Богословие иконоборцев в свете решений собора 754 года и иконоборческих споров VIII–IX веков.

Маляров С. Космология и сотериология: их соотношение в христианском богословии II-III вв.

Палибрк Б. Экклезиология протоиерея Георгия Флоровского.

Поляков Л. Понятие материи.

Привалко А. Учение о Логосе Тертуллиана и Климента Александрийского.

Русских Н. Сравнительный анализ учения о Боге в трудах александрийских писателей I-IV веков в контексте учения о Логосе (Филона Александрийского, Климента Александрийского, Оригена, свт. Афонасия Великого).

Суворов М. Христианство и конфуцианство, общее и особенное.

Суткович А.  Анализ экклезиологических взглядов в трудах русских богословов ХХ века (прот. Сергия Булгакова, прот. Александра Шмемана, прот. Николая Афанасьева).

Якуба Г. Истоки и развитие ангелологии и демонологии в христианском и исламском богословии до XI века. Сравнительный анализ.