В монографии теология предстает как предметная область, описываемая в совместимых с наукой понятиях. Соответствующая такому описанию классификация знания разворачивается в первом разделе книги — о предметности теологии. В последующих разделах эта предметность раскрывается автором в исторической конкретике эпохи доминирования христианского теологического мышления — от пастырского богословия апостольких мужей до строго организованной и дисциплинарно оформленной системы постсредневекового схоластического знания. В исследовании затронут метафизический горизонт познания, тесно связанный с рационально-теологическим, иногда почти неотличимый от него в учениях схоластики.
Особое внимание — на материале восточно-христианской мысли — автор уделяет темам взаимодополнительности рационального и богооткровенного в теологии, эпистемологических возможностей и ограничительных рамок когнитивной парадигмы, делая вывод о том, что успешность (говоря более строго — профессиональная пригодность) теолога зависит не только от его богословской компетентности, но и от того, насколько в своем интеллектуальном труде он сочетает стремление к образованию и познанию наук с мышлением в вере и практической жизнью христианина.
В рассматриваемом контексте теология представляет собой ценностный каркас образовательной парадигмы, включающей модели передачи знания и воспитания человека, которые сложились как в школьной традиции западного христианства, так и в педагогической культуре православия. Тем самым автор продолжает развивать современный проект теологии образования, мировоззренческий и методологический ресурс которой видится все более и более востребованным в тревожной ситуации новых глобальных вызовов XXI века.
Книга адресована специалистам, работающим в сфере теологии, истории и философии науки, а также аспирантам и студентам-теологам.