Ассистент кафедры богословия, заведующий отделом заочного обучения Санкт-Петербургской Духовной Академии священник Алексий Артюхов принял участие в конференции, посвященной святителю Феофану Затворнику.9 февраля 2018 года в крипте Казанского собора Санкт-Петербурга в рамках Четвёртой Международной научно-практической конференции «Святитель Феофан Затворник — основатель христианский психологии» прошла секция «Православная психология как наука и практика: православное консультирование и психотерапия». На секции отец Алексей выступил с докладом «Духовный возраст человека (от детства до акме)». Он отметил, что человек имеет биологический возраст (физиологический), психологический и духовный. Эти три возраста могут не совпадать в своем развитии, отставая друг от друга. Святитель Феофан Затворник называет три степени духовного возраста: новоначальные, успевающие и совершенные, что соответствует духовному состоянию человека: степени обращения, очищения и освящения. Эти три возраста уподобляются внешнему, «естественному» возрасту: младенческий, юношеский и мужеский (или совершенный). Духовное возрастание зависит от духовной жизни, которая может быть начата человеком в любом естественном возрасте: кто-то с детства через родительское воспитание, кто с сознательного молодого возраста, кто-то с зрелого возраста через различные жизненные обстоятельства и поиск истины. Духовное возрастание выражается через преуспевание в вере, приближении к Богу через смирение, покаяние, исполнение заповедей Божиих, борьбу со страстями, стяжание добродетелей. Святитель Феофан Затворник говорит, что очень сложно определить характеристики каждой степени духовного возраста. Духовное «акме», то есть вершина духовного развития, доступно каждому. Но по отношению к Богу человек сможет достичь только относительного пика духовной жизни, поскольку духовно совершенен только Бог, и человек всю свою жизнь должен стремится к Божественному совершенству, понимая, что такого совершенства достичь нельзя. Но духовное «акме» может быть и потеряно в результате возвращения к греховной жизни или же через прелесть, когда человек полагает, что достиг абсолютного духовного совершенства, и из-за этого происходит его духовная деградация.