17 апреля 2019 г. в историческом здании Санкт-Петербургской духовной академии состоялось плановое заседание Кафедры богословия. Были рассмотрены прошения студентов и проговорены текущие организационные вопросы. Священник Игорь Иванов представил доклад «Философские аллюзии в византийской аскетической письменности».
Заседание Кафедры богословия возглавил ее заведующий священник Дмитрий Лушников.
В начале заседания были рассмотрены прошения нескольких студентов заочного отделения об утверждении и корректировке тем выпускных квалификационных работ, а также о назначении рецензентов.
Затем был поднят вопрос об аккредитации аспирантской программы в Духовной Академии по кафедре богословия. По сообщению заведующего кафедрой священника Дмитрия Лушникова необходимо разработать три новых курса для аспирантуры: «Христианская теология и современное научное знание», «Актуальные вопросы христианской фундаментальной теологии» и «Актуальные вопросы христианской теологии». Было решено предоставить это компетентным преподавателям.
Затем были обсуждены ближайшие мероприятия кафедры.
15 мая этого года по приглашению кафедры богословия в Санкт-Петербургскую духовную академию приедет доктор философских наук, Алексей Русланович Фокин. Он прочтет лекцию для магистрантов и аспирантов кафедры на тему «Теория богодухновенного перевода и ее критика у блаженного Иеронима Стридонского», а также, после заседания кафедры, сделает доклад на научном семинаре на тему «Разновидности аргументов в пользу существования Бога в патристической литературе».
Затем были обсуждены вопросы издания очередного номера журнала «Трудов кафедры богословия» и составления коллективных монографий в качестве учебных пособий по некоторым преподаваемым курсам.
Затем состоялся традиционный научный семинар.
С докладом выступил преподаватель кафедры священник Игорь Иванов. Тема: «Философские аллюзии в византийской аскетической письменности»
На первый взгляд многочисленный святоотеческие творения имеют полем своей тематики вопросы богословские. Однако, внимательное ознакомление с текстами Святых отцев, особенно в рамках книги «Добротолюбия», позволяет сделать вывод, что они глубоко вовлечены в философский дискурс их эпох. Мы можем о говорить о некоторых тенденциях христианского эллинизма в святоотеческой мысли. Текст, приписанный Антонию Великому «Наставления о доброй нравственности и святой жизни», хорошо иллюстрирует философскую тематику эпохи: определение сущности человека, дихотомия тела и души, трехчастность сил души, типы души (растительная, животная, разумная), роль разума в достижении добродетелей, кардинальные добродетели. Подобные вещи активно и ярко пересекаются с мыслями, выраженными у Сенеки, Эпиктета, Марка Аврелия, Платона и др. Но все это имеет существенные основания только в перспективо христианской вести. Преподобный Григорий Синаит: «Божественный философ есть тот, кто, чрез деятельность и созерцание непосредственно соединившись с Богом, сделался Его другом и называется таковым, как сдружившийся и полюбивший начальную творческую и истинную Премудрость выше всякой иной дружбы, мудрости и знания. … Истинным философом является тот, кто явно и непосредственно в себе самом имеет сверхъестественное соединение с Богом».
Следующие заседания кафедры пройдут 8, 15, 29 мая и 5 июня.