19 мая 2021 года в Актовом зале Санкт-Петербургской Духовной Академии в очно-дистанционном формате состоялась научно-богословская конференция «Рациональная теология: пути восстановления преемственности», модератором которой выступил кандидат богословия, заведующий кафедрой богословия Духовной Академии — священник Димитрий Лушников.
Ознакомится с программой конференции
Конец учебного года — это период, когда подводятся итоги научной деятельности в Духовных школах. Одним из традиционных способов оценить уровень взаимодействия с другими высшими учебными заведениями, сделать ещё одну контрольную точку на пути разработки той или иной темы, а также задать перспективу дальнейших исследований является проведение научных конференций.
Перед началом мероприятия с приветственным словом к собравшимся обратился проректор по научно-богословской работе Академии — протоиерей Константин Костромин, который отметил, что конференции на заданную тему проводятся в Академии регулярно, что говорит об актуальности проблемы. Также отец Константин пожелал всем участником плодотворной работы и новых, интересных идей.
После этого отец Константин вручил академические медали некоторым участникам мероприятия. Так «во внимание к трудам на благо Санкт-Петербургской Духовной Академии» медалью апостола и евангелиста Иоанна Богослова II степени награждены: доктор философских наук, руководитель сектора философии религии Института философии РАН — В. К. Шохин; доктор философских наук, директор института философии человека Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, профессор Санкт-Петербургской Духовной Академии — Р. В. Светлов — и доктор философских наук, ведущий научный сотрудник Института философии РАН, профессор Московской Духовной Академии — А. Р. Фокин.
Далее конференция продолжилась докладом «Теология Аристотеля: богопознание “по научению” и “по природе”», с которым выступил доктор философских наук, профессор, директор Института философии человека Российского государственного педагогического университета им. Герцена — Р. В. Светлов.
Роман Викторович рассказал о двух способах, выделенных Аристотелем в его трактате «О философии», благодаря которым человек может познавать Бога. Один из них строится на внутреннем переживании определённого мистического опыта — претерпевании, в результате чего человек становится способен эмпирически соприкасаться с божественными вещами. Однако этот, по-настоящему религиозный способ, не является единственным. Вторым методом, который и ложится сегодня в основу рационального богословия, является познание божественного через раскрытие того, что заложено Творцом в природе, т.е. через исследование этого мира. По словам учёного, Аристотель в описании своего представления о богопознании как бы убирает противостояние божественного откровения и человеческого разума, как двух способов получения знания о сверхъестественных вещах. И если Аристотель смог преодолеть это противостояние в древности, ничего не должно мешать это сделать сейчас, что выводит рациональное богословие на новый уровень и открывает перед ним разнообразные перспективы.
Вторым на конференции выступил кандидат богословия, заведующий кафедрой богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии — священник Димитрий Лушников, который прочитал сообщение «Преподавание основного богословия в Санкт-Петербургской Духовной Академии в период с 1843 по 1918 гг.: исторический обзор». Отец Димитрий рассказал о деятельности таких преподавателей основного богословия как митрополите Макарии (Булгакове), иеромонахе (позднее — епископе) Никаноре (Бровковиче), епископе Хрисанфе (Ретивцеве), профессоре Н. П. Рождественском, протопресвитере Евгении Аквилонове и Н. П. Малахове. Докладчик рассмотрел основные труды указанных личностей и произвёл анализ отношения к их деятельности как среди современников, так и в сегодняшней науке.
Далее доклад «Онтологический аргумент существования Бога в русской богословско-философской литературе: епископ Михаил (Грибановский) и С. Л. Франк» прочитал кандидат богословия, заведующий кафедрой философии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета — В. П. Лега. В начале своего сообщения Виктор Петрович порассуждал о том, что представляет из себя онтологическое доказательство: одно из самых красивых обоснований бытия Бога, которое, однако, часто находится в тени и затмевается телеологическим и другими аргументами из-за их большей наглядности. В то время как онтологический аргумент в большей степени является абстрактным и представляет собой чистый полёт мысли. Далее исследователь рассмотрел полемику русских философов и богословов — епископа Михаила (Грибановского) и С. Л. Франка касательно опровержения доказательств бытия Бога Иммануила Канта. Так владыка Михаил считал, что Кант ошибочно определяет всё, что находится вне самого человека как непознаваемое. Ведь если принять христианскую картину мира и согласиться с тем, что Бог создал мир и установил в нём определённые законы, то каждый человек — образ Бога — может познавать эти законы. Также Виктор Петрович привёл мысль С. Л. Франка, которую он высказывает в своих трудах, утверждая, что внутренний мир человека в высшей степени объективен по отношению к внешнему мирозданью, для приобретения знания о котором людям необходимо пользоваться априорными способами познания.
Доктор философских наук, профессор, руководитель сектора философии религии Института философии РАН — В. К. Шохин — прочитал доклад «Концепции Искупления в аналитической философской теологии и аналитический критерий их оценки». Виктор Кириллович сравнил основные концепции искупления, среди которых концепция удовлетворения требований Божественной справедливости Ансельма Кентерберийского, концепция Пьера Абеляра и учение о заместительном наказании. Учёный сравнил данные концепции между собой, а также привёл мнения современных учёных о состоятельности и несостоятельности положений данных доктрин. Так пришедшие на конференцию смогли познакомиться с дискуссиями последователя ансельмовской концепции — британского философа и богослова Ричарда Суинбёрна — с американской исследовательницей трудов Фомы Аквинского — Элеонорой Стамп, а также услышать мнение по этому поводу одного из наиболее авторитетных представителей аналитической философии последних десятилетий XX века — Дэвида Льюиса.
С докладом «Преамбула “преамбулы веры”: проблема эпистемического оправдания естественной теологии» выступил кандидат философских наук, доцент кафедры философии и гуманитарной подготовки Воронежского государственного медицинского университета им. Н. Н. Бурденко — И. Г. Гаспаров. В своём сообщении Игорь Гарибович затронул присущую современному, во многом агностическому, обществу проблему того, что человеку нужно объяснить, зачем необходимо заниматься рациональной теологией, так как современный человек не всегда понимает это. После вводной части учёный рассмотрел различные определения эпистемологии — учения о знании, а также рассказал о формировании убеждений, их взаимосвязи с верой и вопросы того, насколько в современном мире теологическое убеждение возможно с точки зрения эпистемологии.
С последним докладом «Теолог и конфессиональная предметность рациональной теологии» выступил доктор философских наук, профессор, проректор по научной работе Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия — Д. В. Шмонин. Своё сообщение Дмитрий Викторович посвятил обоснованию существования теологии как научной дисциплины, а также, будучи одним из разработчиков паспорта по данной специальности, поделился проблемами, которые возникли при регистрации теологии, рассказал о путях их решения и о том, кто такие теологи в понимании современного научного общества и какие перспективы лежат перед ними.
В завершение конференции её ведущий — священник Димитрий Лушников — поблагодарил участников за интересную дискуссию и выразил надежду, что подобные мероприятия не потеряют своей актуальности и будут проводиться регулярно. Также отец Димитрий представил научному собранию журнал «Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии» за 2020 год и Биобиблиографический указатель одного из участников конференции — доктора философских наук, профессора, руководителя сектора философии религии Института философии РАН — В. К. Шохина.
Представленные на научном мероприятии доклады планируется издать в журнале Духовной Академии «Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии».
Пресс-служба СПбДА