15-16 ноября 2022 года в актовом зале Санкт-Петербургской Духовной Академии состоялась научно-богословская межрегиональная конференция «Божественные атрибуты в рациональной теологии: история и современность». Организатором мероприятия выступила кафедра богословия Академии.
Скачать программу конференции
Открылась двухдневная конференция приветственным словом протоиерея Константина Костромина — проректора по научно-богословской работе, который поприветствовал собравшихся и пожелал участникам плодотворной работы. После этого модератор — доктор философских наук, профессор, руководитель сектора философии религии Института философии Российской академии наук В. К. Шохин — объявил об открытии конференции.
Первым с докладом «Божественные атрибуты в античной рациональной теологии» выступил кандидат богословия, доцент кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии священник Максим Никулин. По словам докладчика, у досократических философов не было доктрины о божественных атрибутах, но были понятия, предшествующие им. Так Фалес Милетский считал бога умом, который придал импульс первичной влаге, а Гераклит Эфесский говорил о том, что есть мудрое существо, обособленное от всего — знание — которое управляет вселенной.
Затем кандидат философских наук, профессор кафедры систематического богословия и патрологии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета П. Б. Михайлов зачитал сообщение «Образование понятий о Боге в греческой патристике». Он отметил, что с XI века размышления о Боге неотъемлемым элементом теологической мысли. Постепенно в греческой патристике сформировались конкретные представления о божественных атрибутах: простота, всеведение, вечность, всемогущество, всеприсутствие и моральное совершенство. Автор также подчеркнул, что признание беспомощности в познании Бога — это константа греческой патристики: человек может познать данные атрибуты только посредством приближения и приобщения к ним.
С докладом «Свойства божественной воли: Кант между спекулятивной и этической теологией» выступил доктор философских наук, ведущий научный сотрудник сектора философии религии Института философии Российской академии наук А. К. Судаков. Он посвятил своё исследование свойствам божественной воли в философской теологии Канта. По мысли немецкого философа только при условии практической веры в Бога человек может очистить знание о Нём от различных противоречий и ограничений. Таким образом, кантовская этика и теология поддерживает своими рациональными аргументами христианское понимание Божественной воли, выраженное в словах апостола Павла: «преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим 12:2).
Заключительное сообщение «Атрибут божественной благости в современной аналитической философии религии и аналитической теологии» представил кандидат философских наук, доцент кафедры педагогики и гуманитарных дисциплин Воронежского государственного медицинского университета имени Н. Н. Бурденко И. Г. Гаспаров. Игорь Гарибович рассмотрел аналитическую философию и аналитическое богословие как единую область дискуссии между современными исследователями и отметил, что в данном поле существуют два понятия о божественной благости: общее и специфическое. Под общим понятием подразумевается априорная присущность благости Бога, так как Он совершенен. Специфическое же понятие заключается в том, что данный божественный атрибут рассматривается в контексте одного из главных вопросов аналитической философии и богословия — существования в мире зла. В данных спорах одни исследователи утверждают, что Бог и зло не могут существовать одновременно, и что Бог желает уничтожить зло. Другие учёные утверждают обратное: Бог может существовать одновременно со злом и использовать его во благо. Примером такой пользы от зла может послужить идея наличия свободной воли, предложенная американским философом Алвином Плантингой. В первой части «Защиты свободной воли Алвином Платингой» автор утверждает, что моральное зло — это результат свободной человеческой деятельности. Во второй части он приводит доводы в пользу логической возможности могущественного нечеловеческого духа — Сатаны, который ответственен за «естественное зло»: землетрясения, наводнения и смертельные болезни.
Во время работы конференции участники задавали интересующие их вопросы докладчикам.
Конференция продолжила свою работу 16 ноября.
Модератором научной встречи выступил кандидат богословия, доцент, заведующий кафедрой богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии священник Димитрий Лушников.
Отец Димитрий выступил с первым докладом на тему «Божественные атрибуты в духовно-академическом основном богословии». В своём сообщении заведующий кафедрой рассказал историю проникновения в сферу основного богословия Православной Церкви понятий о божественных атрибутах. Этот процесс происходил через перенятие аналогичного опыта Католической церкви, которая всегда стремилась к схоластическому изложению, чего не всегда удавалось избегать и русским религиозным мыслителям. Отец Димитрий также отметил особую роль двух русских богословов: святителя Иннокентия (Борисова) и протоиерея Феодора Голубинского, которые стали родоначальниками основного (естественного) богословия в русской духовно-образовательной сфере.
Предвосхищая следующий доклад, отец Димитрий отметил, что существуют методологические различия между осмыслением божественных атрибутов в основном и догматическом богословии, из-за чего тема предикатов должна быть освещена в обоих разделах теологической науки.
Далее выступил магистр богословия, старший преподаватель кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии протоиерей Сергий Золотарёв. Он прочитал доклад «Божественные атрибуты в духовно-академическом догматическом богословии». В начале своего выступления отец Сергий напомнил присутствующим о целях, задачах и методах догматического богословия как науки, которая невозможна без системного изложения. Однако стремление к системности олицетворяет собой во многом недостижимый идеал, так как невозможно схоластически точно и всеобъемлюще изложить понимание Откровения. После этого отец Сергий рассказал о трудах, оказавших наибольшее влияние на систематизацию догматического богословия, среди которых «Источник знания» преподобного Иоанна Дамаскина и «Послание Восточных патриархов». Также докладчик сравнил структуру и логику построения пособий по догматическому богословию наиболее известных авторов, среди которых митрополит Макарий Булгаков, епископ Сильвестр Малеванский и протоиерей Николай Малиновский.
Третьим с сообщением «Георг Гермес и Антон Гюнтер о свойствах Бога» выступил доктор теологии, проректор по научной работе Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия Е. А. Пилипенко. Евгений Анатольевич остановился на философских и религиозных воззрениях этих католических ученых и на понимании ими божественных атрибутов.
Заключительный доклад «Некоторые размышления при изучении современных дискуссий о все-предикатах» прочитал доктор философских наук, профессор, руководитель сектора философии религии Института философии Российской академии наук В. К. Шохин. Владимир Кириллович в своём докладе остановился на разных периодах и сторонах полемики относительно основных все-предикатов Бога: все-могуществе, все-ведении и все-благости. Автор проследил наиболее интересные полемические высказывания, начиная от Фомы Аквинского и заканчивая Нельсоном Пайком и Алвином Плантингой. Исходя из представленных парадоксов и логических доказательств, на примере атрибута всемогущества докладчик призвал больше говорить не о всемогуществе, а о максимальном могуществе, которое ограничено здравым смыслом и любовью Бога к человеческому роду: в таком случае неразрешимый парадокс о том, может ли Бог создать камень, который Он не может поднять, теряет свою остроту и необходимость в разрешении.
Каждый доклад сопровождался дискуссией, во время которой учёные и присутствовавшие на конференции студенты смогли обменяться мнениями и получить ответы на интересующие их вопросы.
С текстами докладов можно будет ознакомиться в кафедральном журнале «Труды кафедры богословия».