С 28 по 30 сентября 2023 года на базе Института всеобщей истории РАН и РГГУ прошла I Всероссийская научная конференция (с международным участием) «Закат Древнего мира» по истории и культуре поздней Античности (III–VII вв. по Р.Х.). В рамках работы конференции состоялось заседание онлайн секции «Civitas Dei, civitas terrena».
Санкт-Петербургскую Духовную Академию на конференции представил младший научный сотрудник кафедры богословия – Юрченко Иван Андреевич, выступив с докладом «Античный цирк и проблема социальной справедливости в проповедях Аврелия Августина».
В своем докладе Иван Андреевич продемонстрировал, каким образом блж. Августин Иппонийский (354-430 гг.), используя проповедническую риторику, связывает христианский запрет на посещение античного театра с проблемой социальной справедливости в Северной Африке нач. V в.
После захвата Рима Аларихом в 410 г. большое количество беженцев наводнило провинцию Северной Африки, что спровоцировало социальную катастрофу в регионе. Епископ реагирует на новую для своей общины проблему и создает локальные места помощи бедным и нуждающимся в городе Иппоне-Царском. Исторический контекст побуждает христианских авторов разрабатывать новую аргументацию, проповедуя о проблемах социальной справедливости и перераспределении доходов среди горожан.
Блж. Августин полагает, что посещать публичные зрелища – это аморальный поступок не только с точки зрения вреда для духовного состояния верующего, а в связи с тем, что организаторы публичных зрелищ (аристократическая элита города) занимаются расточительством. Аргументы проповедей Аврелия Августина по отношению к публичным зрелищам и растрате денег могут предварять возрастающую роль христианской Церкви в качестве главного распределителя материальных средств в городе к концу V в. Таким образом, в Северной Африке роль епископа в качестве религиозного лидера всей городской общины становится все более значимой.
В докладе было продемонстрировано, посредством каких риторических приемов епископ Иппона создает образ социальной нормы, который был связан с этическими установками христианства. Тем самым блж. Августин, реагируя на кризис в обществе, развивает традиционную для поздней Античности систему добродетелей.