«Quantum of Solace: какое утешение квантовая механика дарует нашим сердцам?». Состоялось заседание кафедры и научный семинар с протоиереем Кириллом Копейкиным
18 сентября в стенах исторического здания Санкт-Петербургской Духовной Академии состоялось заседание кафедры богословия, после которого кандидат богословия, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры протоиерей Кирилл Копейкин выступил с докладом о соотношении квантовой механики и христианского мировоззрения, и их потенциальном взаимодействии.
В начале отец Кирилл поприветствовал собравшихся и рассказал о становлении физических наук с времён Галилея до наших дней, а также о том, какое отношение они имеют к религии в принципе:
«Довольно распространённая точка зрения заключается в том, что наука и религия говорят о разном и между ними нет точек соприкосновения. Обычно при этом вспоминают Михаила Васильевича Ломоносова, который говорил, что Библия учит не тому, как устроены небеса, а как туда попасть. Для того, чтобы правильно оценить это высказывание, нужно вспомнить, что он работал в специфической среде, когда наука только-только появилась в России. Она ассоциировалась с чем-то западным, что чуждо православию, поэтому Михаил Васильевич разграничивает таким образом религию и науку. Ведь если посмотреть, что говорили сами учёные, мы увидим совершенно другую картину.
Например Эрвин Шрёдингер, австрийский физик и лауреат нобелевской премии, и один из создателей квантовой механики, говорит, что задача естественных наук заключается в том, чтобы помочь человеку осознать своё место в мироздании. Альберт Эйнштейн говорил, что хочет познать мысли Бога. При этом он имеет ввиду не библейского личного Бога. Для него это скорее бог Спинозы — принцип универсального бытия. Важно, что Эйнштейн обращается именно к теологической терминологии. И вот в двадцать первом столетии физика вплотную подошла к вопросам, которые традиционно относились к компетенции философии и теологии».
Сто лет назад, в первой трети ХХ столетия, родилась квантовая механика, кардинально изменившая наши представления о мире. В конечном итоге это привело к радикальной технологической революции. Те гаджеты, которыми пользуемся мы ежедневно — мобильные телефоны и навигаторы, телевизоры и мониторы с плоским экраном, компьютеры, лазерные принтеры и интернет — стали возможны лишь благодаря созданию квантовой теории. Это, в свою очередь, привело к разработке ядерного оружия и атомных реакторов, а также полупроводниковых микросхем, лазеров и всей колоссальной индустрии высокотехнологичной микроэлектроники, занимающей сегодня, по оценкам специалистов, около трети мирового рынка. Произошедшее в первой половине ХХ века проникновение в микромир и создание принципиально новых технологий получило наименование «первой квантовой революции».
Важно подчеркнуть, что квантовая механика — не просто одна из многих физических теорий, скорее, она представляет собою ту фундаментальную структуру, которая является базисом всех физических теорий, ибо она определяет те самые элементарные условия, которые позволяют нам сформулировать любую физическую теорию вообще. Но в том-то и дело, что парадигма науки до сих пор радикально не изменилась, она в значительной степени остаётся прежней, классической, не совместимой с мировоззрением религиозным. Известный итальянский математик и физик Луиджи Аккарди считает, что состояние современной физики неудовлетворительно именно «потому что она не в состоянии превратиться в культуру в широком смысле этого слова. Она полностью игнорирует проблему трансформации знаний, накопленных наукой, в представления об окружающем мире».
«Получается, что когда мы учимся в школе, то изучаем физику XVIII-XIX века, а сегодня, в XXI веке, большинство из нас даже не понимает, что такое реальность. Даже когда человек получает высшее образование, то он, если это не профессиональный физик, остается на уровне прежней, классической физики».
Да и в самой квантовой физике до сих пор остаётся множество вопросов, прежде всего — проблема её интерпретации, вопрос о том, как понимать смысл, стоящий за её математическими конструкциями. Выдающийся российский физик лауреат Нобелевской премии академик Виталий Лазаревич Гинзбург (1916 – 2009) в своей нобелевской лекции перечислил, как он выразился, три «великих проблемы» современной физики, существование которых означает, что «пока вопросы не выяснены, ни в чём нельзя быть уверенным». Три «великих проблемы», по Гинзбургу — это, как раз, проблема интерпретации квантовой теории, вопрос о необратимости времени и вопрос о возможности объяснить происхождение жизни и мышления на основе одной физики. Фактически все три названные академиком Гинзбургом «великие проблемы» — это проблемы неполноты современной научной картины мира.
В ХХI веке человечество, по мнению ряда экспертов, приближается к тому, что получило условное наименование «второй квантовой революции». Исследователи пытаются научиться оперировать единичными квантовыми объектами: создавать транзисторы на одном атоме, управлять отдельными фотонами и т.п. Учёные надеются, что вторая квантовая революция позволит разработать новые информационные технологии, даст возможность создать эффективные устройства квантовой криптографии, квантовые компьютеры и квантовые сенсоры, продвинуться в понимании природы психики и приблизиться к созданию искусственного интеллекта.
В процессе доклада отец Кирилл отметил особую заинтересованность Католической церкви квантовой механикой. Так, с 30 ноября по 2 декабря 2023 года на вилле Пия IV в Ватикане проходил семинар Папской академии наук на тему «Наука и квантовая технология: последние достижения и новые перспективы». В семинаре участвовали не только физики со всего мира, но и предприниматели: одним из ключевых моментов обсуждений было значение квантовой физики для общего блага и новые возможности, которые она может предложить всему миру.
Кульминационным местом доклада отца Кирилла стал тезис немецкого физика-теоретика, одного из создателей квантовой механики, лауреата Нобелевской премии по физике Вернера Гейзенберга. Он заключается в том, что привычное разделение мира на сущности протяжённые, то есть физический мир, и сущности мыслящие, то есть людей, уже не может служить отправной точкой в понимании современной науки. Граница этого разделения может смещаться произвольно.
«Отсюда вытекает поразительный вывод! Раньше люди, изучающие классическую физику, думали, что видят реальность такой, какая она есть на самом деле, а теперь выясняется, что физика, которая вроде бы описывает мир объективно, на самом деле описывает только восприятие наблюдателя!
Что мы имеем в итоге. Про разрез Гейзенберга люди знают уже сто лет. Если взять физический мир и психику, и понять, что между ними нет онтологической границы, она произвольна, то можно сделать следующий вывод: мир, который мы называем физическим, на самом деле психический».
Отец Кирилл отметил, что данную мысль ещё полвека назад высказал американский математик и физик лауреат Нобелевской премии Юджин Вигнер. По его словам, непосредственная реальность, которую ощущает человек, является реальностью нашей психики, поскольку представления о внешнем физическом мире обусловлены только нашей внутренней реальностью.
Далее священник отметил, что до квантовой механики в человеческом представлении мир был лишь материален и детерминирован законами природы, но теперь известно, что квантовые системы на фундаментальном уровне индетерминированны, то есть случайны:
«В обыденном представлении случайность ассоциируется с хаосом. Но в библейском контексте всё иначе. Бог сотворил мир и дал ему законы. Поскольку воля Божья непреложна, то значит всё в мире подчиняется законам которые Он дал. Как тогда могут происходить непредсказуемые события? Потому что Бог вмешался и Сам отменил Свой закон. А это значит, что случайность — это иное наименование воли Бога.
Мы все прекрасно помним, как было устроено ветхозаветное священство. Как определялась ими воля Божья? На наперснике у первосвященника были урим и туммим, посредством которых бросался жребий. В Новом Завете при выборе апостола на место Иуды использовался жребий. Вот способ узнать волю Бога. Получается, что случайность — это не хаос, а проявление действия Бога в мире».
При этом отец Кирилл напомнил про спор Эйнштейна с Нильсом Бором, произошедшем на V Сольвеевском конгрессе в 1927 году. Как выяснилось, на фундаментальном уровне мир устроен так, что в нём есть зазор для случайности, а значит есть зазор для действия Промысла Божия, следовательно есть зазор для свободы воли.
Как утверждает известный швейцарский физик Николя Жизан, истинную случайность невозможно предугадать, потому что до того, как она возникает, её попросту не существует. Это значит, что истинная случайность — это чистый акт творения. То есть творение происходит постоянно, о чём и говорит Господь Иисус Христос: «Отец Мой доныне делает и Я делаю» (Ин 5:17).
Завершил свой доклад отец Кирилл тезисом о том, что прочтение квантовой теории в библейском богословском контексте не только позволяет подойти к решению трёх «великих проблем» физики, а значит, завершению второй квантовой революции, но и открывает перспективы построения новой картины мира, органично укоренённой в истории христианской культуры, породившей, в том числе, и науку.
После доклада последовал диспут, в процессе которого отец Кирилл ответил на некоторые вопросы присутствующих преподавателей. Заведующий кафедрой протоиерей Димитрий Лушников объявил о возможности написания развернутого научного ответа на прозвучавший доклад с последующей публикацией в журнале «Труды кафедры богословия».