В Православном Свято-Тихоновском Университете с 11 по 15 ноября 2024 года проходила конференция «Церковь и догмат». В рамках работы конференции 12 ноября состоялось заседание секции «Традиция в наследии блж. Августина и наследие блж. Августина в традиции».
Старший преподаватель и научный сотрудник кафедры богословия – Юрченко Иван Андреевич, выступил с докладом на тему «Структурные и богословские особенности двух проповедей Изъяснения на 90 псалом блж. Августина».
В рамках доклада Иван Андреевич провел анализ структурной и богословской составляющих двух проповедей блаженного Августина, во время произнесения которых интерпретируется 90 псалом. Главной аудиторией слушателей являются «более медлительные» христиане (tardiores), что побуждает Иппонийского епископа часто прибегать к использованию риторической техники повторения и метафорического языка.
Основное внимание в Изъяснении на 90 псалом уделяется библейскому сюжету искушения Христа в пустыни (Мф. 4, 1–11), смысл которого последовательно раскрывается во время построчного толкования 90-го псалма. В первой проповеди богословская интерпретация блаженного Августина фокусируется на добродетели смирения и пороке гордости, а также на роли благодати Бога во время искушений сатаны; во второй проповеди христологическая проблематика органично переходит в экклезиологическое учение Christus Totus. Кроме того, Иппонийский епископ открыто заявляет о намерении обучить своих слушателей пониманию текста всей книги Псалмов. Для этого он предлагает им ряд правил, заимствованных у Тихония Африканского.
Характер изложения богословских идей и герменевтических принципов в двух проповедях блаженного Августина позволяет утверждать об универсальном характере этих текстов, рассчитанных на аудиторию с разными интеллектуальными способностями.
В ходе доклада, было выдвинуто предположение, что структурно две проповеди представляют собой своеобразную «школу экзегезы»: в первой гомилии представлена концепция пути духовного совершенствования, необходимого для кафолического понимания Писания, во второй предлагаются конкретные правила для его толкования.