Конференция «Теизм и атеизм: современная дискуссия» 28.11.2017 г.

28 ноября 2017 года в Санкт-Петербургской Духовной Академии состоялась межрегиональная научно-богословская конференция «Теизм и атеизм: современная дискуссия». Доклады:

  1. Владимир Кириллович Шохин, профессор Института философии РАН. Доклад «Феномен атеистического фидеизма».
  2. Игорь Гарибович Гаспаров, доцент Воронежского медицинского университета. Доклад «Sensus divinitatis и естественное знание о Боге».
  3. Дмитрий Лушников, священник, заведующий кафедрой богословия. Доклад «К вопросу о полемике Алвина Платинги и Дэниела Деннета».
  4. Владимир Мустафин, протоиерей, профессор кафедры богословия. Доклад «Разбор опровержения телеологического доказательства бытия Божия Чарльза Доккинса». 

Доклад первого выступающего профессора Института философии РАН Владимира Кирилловича Шохина  был посвящен феномену атеистического фидеизма. Доцент Воронежского медицинского университета Игорь Гарибович Гаспаров сделал доклад на тему «Sensus divinitatis и естественное знание о Боге». Священник Дмитрий Лушников, заведующий кафедрой богословия, обратился к истории полемики христианского апологета Алвина Платинги и атеиста Дэниела Деннета. Завершающее конференцию выступление протоиерея Владимира Мустафина, профессора кафедры богословия было посвящено разбору антитеистической  аргументации современного атеиста Ричарда Докинза.

Шохин
Владимир Кириллович Шохин, российский философ, главный научный сотрудник Института философии РАН.

 Владимир Кириллович Шохин начал доклад «Феномен атеистического фидеизма» с определения философской теологии, поскольку именно в контексте философской теологии богословы ведут полемику с атеистами. Философская теология – это теологическая программа, в которой богословские вопросы решаются средствами философских ресурсов. Этот способ решения богословских проблем восходит к Античности. В качестве самостоятельной дисциплины философская теология заявила о себе с 90-х годов XX в., когда определенная часть теологов решила выбрать для себя специальную область – философию религии. Сложился канон философско-теологических тем, который включал четыре раздела:

  • Обоснование рациональности христианской веры;
  • Божественные атрибуты (такие, как, например: всеведение, всемогущество, всеблагость);
  • Бог и мир (проблема Божественного провидения и наличия зла, эсхатология);
  • Христианские догматы (триадология, воплощение).
alvin_plantinga
Алвин Карл Плантинг родился в 1932 г. Американский христианский философ и теолог.

В. К. Шохин выделил две основные задачи философской теологии – метафизическую и апологетическую – и отметил, что специалисты преимущественно разрабатывают метафизические вопросы, тогда как апологетика отходит на периферию. Это положение дел было отражено в манифесте 1988 г. Алвина Плантинги, одного из крупнейших представителей философской теологии.  Философская теология начала развиваться как академическая наука, в контексте которой каждый профессор разрабатывал свою, интересную ему тему. В отличии от метафизики, апологетика – это не монологический дискурс, а диалог, полемика, война за души людей. Как и во всякой войне, здесь можно выделить три стратегии: оборона, контратака, наступление. Философская теология использует преимущественно оборонительную стратегию, когда в ответ на аргументы атеистов теологи предлагают свои контраргументы. Так, например, атеисты апеллировали к проблеме наличия зла и бессмысленных страданий в мире и всемогущества и вселагости Бога. Теисты же возражали, что, во-первых, какие-то причины страданий нам могут быть неизвестны. Судить о логике Бога нам порой также сложно, как новичку игры в шахматы понять все ходы гроссмейстера. Во-вторых, теисты обратили внимание на несправедливость: добро, здоровье и сама жизнь воспринимаются людьми как само собой разумеющееся, тогда как страдание оценивается как то, чего быть не должно. Постепенно В.К. Шохин подвел слушателей к главной мысли своего доклада – к понимаю идеологической или фидеистической природы нового атеизма. Конфликт атеизма и теизма нужно понимать как конфликт двух мировоззрений, где первое выдает себя за научное. В основании нового атеизма, по мнению В.К. Шохина, лежит внерациональная убежденность в том, что Бога удалось изгнать из мира, надежда, что Бог больше не вернется и любовь к обезбоженному миру.  Внерациональным можно считать убеждение атеистов в возможность самосотворения мира и самозарождения жизни. Атеисты воспринимают эволюцию как величайшее чудо на земле. Почему людям так нравится мысль, что они происходят от бактерий, — задался вопросом В.К. Шохин. Можно назвать две причины, первая — это романтизм, радость от осознания мысли, что человечество никому не обязано своим происхождением. Второй мотив противоположный – это анимализм, удовлетворенность близостью с животными. В последние десятилетия животные окружаются все большим вниманием, очеловечиваются, тогда как человек воспринимается как одно из существ в эволюционном ряду. Атеизм также имеет квазирелигиозные проявления в плане социальных институтов и методов пропаганды своих идей. В.К. Шохин сделал вывод, что у каждого человека есть семя религиозности, потребность в религиозной деятельности. У атеистов эта потребность реализуется в извращённой форме.

Свой доклад «Sensus divinitatis и естественное знание о Боге» Игорь Гарибович Гаспаров, кандидат философских наук, доцент медицинского университета г. Воронежа, посвятил центральной концепции в философской системе Алвина Платинги, а именно «sensus divinitatis» (лат. божественное чувство, чувство Бога). 

Гаспаров И.Г.
Игорь Гарибович Гаспаров — кандидат философский наук, доцент Воронежского медицинского университета.

Данная концепция подразумевает, что у каждого человека есть врожденное чувство Бога или знание о Нем. А. Платинга рассматривал эту способность как познавательную в контекстах споров с представителями аналитической эпистемологии. Но что есть знание как таковое? Знание – это ментальное состояние, когда человек убежден в истинности чего-либо. Простой убеждённости недостаточно, она должна иметь основания, т.е. знание должно быть обоснованным или оправданным. Коллега А. Платинги Геттиер в своей небольшой статье сформулировал проблему, которая так и вошла в историю философии как «проблема Геттиера». Вопрос звучал так: «Если информация является достоверной, но кто-то верит в неё по необоснованным причинам, можно ли считать это знанием?». В статье «Является ли знанием истинное и обоснованное мнение?» 1963 года Геттиер описывает ситуации, когда мнение человека является верным и подтвержденным, но при этом, в строгом смысле, не является знанием. Например, когда человек судит о времени по остановившимся часам. В тот момент, когда человек посмотрел на часы, они случайно показывали правильное время. По этим часам человек составил свое мнение о времени. Является ли это мнение знанием или нет? А. Платинга возражал, что убеждения обладают подтверждением, если соблюдаются определенные правила (теория адекватного функционирования).

ПРоблема Геттиера
Проблема Геттиера в кратком изложении.

Вообще концепция «sensus divinitatis» была унаследована А. Плантингой от Фомы Аквинского и Жана Кальвина. Так Ф. Аквинский писал о смутном и общем знании Бога, наличие которое есть у большинства людей. Однако в отличие от Ж. Кальвина А. Платинга делал акцент на познавательной способности «sensus divinitatis». Чувство Бога возникает в душе человека без особого усилия и в воле человека отвергнуть или принять это чувство.

Священник Дмитрий Лушников, заведующий кафедрой богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии, подробно проанализировал дискуссию между Алвином Платингой и Дэниелом Деннетом.

Дэниел Деннет родился в 1942 году. Американский философ, критик религии.
Дэниел Деннет родился в 1942 году. Американский философ, критик религии.

Полемика двух философов началась устно, затем продолжалась письменно и, в конце концов, завершилась выходом книги, в которой от каждого из авторов было представлено по три статьи. Алвин Платинга в ходе диалога настаивал, что конфликт между верой и наукой нельзя рассматривать именно как конфликт между научным мировоззрением и суеверием. Нет, наука, научные теории, например, теория эволюции нейтральны по отношению к теологии. В противоборство вступают атеизм как своего рода вера и теизм. Атеизм имеет квазирелигиозный характер и прикрывает дефицит собственного положительного содержания при помощи заимствования наукообразного понятийного аппарата. Со стороны атеистов также формируется устойчивая тенденция не слышать аргументов противника, пренебрегать ими, выставлять теистические убеждения в карикатурном виде. Таким образом, разоблачить «новых атеистов» или переубедить их, по мнению отца Дмитрия Лушникова, крайне сложно; при помощи апологетики можно помочь сомневающимся и искренне ищущим истину людям.

Студенты и аспиранты семинарии на конференции "Теизм и атеизм: современная дискуссия", 28 ноября 2017 г.
Студенты и аспиранты Духовной Академии на конференции «Теизм и атеизм: современная дискуссия», 28 ноября 2017 г.

Идейной и выразительной нищете идеологов «нового атеизма» был посвящен и завершающий конференцию доклад протоиерея Владимира Мустафина, профессора кафедры богословия. В аргументации «новых атеистов», как считает о. Владимир, нет ясности и логики, нет определения основных используемых ими понятий, а Ричард Докинз — скорее медийная фигура, чем серьезный мыслитель.

Клинтон Ричард Докинз родился в 1941 году. Английский этолог, эволюционный биолог, учёный и популяризатор науки, критик религии.
Клинтон Ричард Докинз родился в 1941 году. Английский этолог, эволюционный биолог, учёный и популяризатор науки, критик религии.